Срок сдачи декларации по водному налогу

Виды страхования

Кто обязан сдавать

Перечень плательщиков определен в Налоговом кодексе. Размер и правила регулируются региональными властями. Вот кто платит взнос в бюджет и кто сдает декларацию по водному налогу:

  • юридические лица и физические лица в статусе индивидуальных предпринимателей, имеющие лицензии по водопользованию и активно эксплуатирующие водные ресурсы;
  • юридические лица и физические лица — ИП, которые пользуются подземными водами (недрами) по соответствующему лицензированию.

Организации и предприниматели, заключившие водопользовательский договор, не отчитываются в контролирующие инстанции и не платят.

Плательщики и объект налогообложения

^К началу страницы

Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, плательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются подземными водными объектами на основании лицензий по

Закону РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах»

.

Срок сдачи декларации по водному налогу

Объекты налогообложения  — виды пользования водными объектами:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения
в действие

Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

До 01.01.2007 года

На основании постановления

Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 № 383

«Об утверждении Правил предоставления
в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии».

С 01.01.2007

Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования
водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие

Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ

, сохраняют права долгосрочного
или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

При этом лицензирование водопользования продолжается в отношении добычи и использования из недр подземных вод –

Постановление Верховного СоветаРоссийской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1

«О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами», за исключением деятельности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, которые имеют право, по
своему усмотрению, в границах предоставленных участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на
глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.

В какие сроки сдавать

Квартал Последняя дата подачи
I 20 апреля
II 20 июля
III 20 октября
IV 20 января

20 число считается последней возможной для подачи декларации датой. В указанный период правильно заполненный документ необходимо предоставить в орган налоговой службы по месту нахождения объекта налогообложения. Декларации, которые будут поданы 21 числа и позднее, считаются просроченными.

Даты предоставления отчетности едины для всех. Декларация подается по факту — после завершения отчетного периода. Установленные сроки предоставления декларации по водному налогу смотрите в таблице на 2020 год.

Отчетный период Последний срок сдачи Код в декларации
1 квартал 20 апреля 21
2 квартал 20 июля 22
3 квартал 20 октября 23
4 квартал 20 января 2021 года 24

Когда предельная отчетная дата выпадает на выходной день, срок сдачи переносится на следующий рабочий день.

Согласно нормам пункта 7 статьи 6.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ, в случаях, когда последний день срока уплаты налога (сбора, страховых взносов) или сдачи отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с указом Президента РФ нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Это значит, что в общем случае регулируемые НК РФ сроки уплаты налогов (сборов, страховых взносов) и сдачи отчетности переносятся на 6 мая 2020 года.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Обращаем внимание, что ранее Минфин и ФНС предупреждали налогоплательщиков, что перенос сроков действует для организаций, не подпадающих под исключение в указе о режиме нерабочих дней.

Порядок заполнения декларации по водному налогу

Колоссальную часть заполнения Декларации составляют расчеты – им нужно уделить особое внимание. Налог рассчитывается, исходя из ставки, установленной государством. Ставка отличается в зависимости от того, для какой цели лицо использует водные объекты:

  1. Забор воды из водного объекта для общих целей.
  2. Водные объекты применяются в целях гидроэнергетики, при этом не происходит забора воды.
  3. Пользование акваторией водного объекта (кроме лесосплава в кошелях и плотах).
  4. Использование водных объектов для лесосплава в кошелях и плотах.

Информация об этих ставках подробно предоставлена на официальном сайте ФНС. Если же воду берут для водообеспечения населения, то устанавливается ставка в 81 рубль за 1000 кубов воды. Необходимые для вычета налогов коэффициенты указаны в статье 333 НК РФ. Для наглядности обратимся к следующему расчету.

Допустим, для определенного юридического лица установлен лимит забора воды в 320 000 куб. м. Лимит был превышен на 40 000 куб. м. Из-за превышения лимита, расчет будет производиться в 2 этапа. Для начала подсчитывается налог на добытый в рамках лимита ресурс: 320 м. х 300 рублей (ставка по налогу) х 1, 32 (коэффициент для ставки по налогу) = 126 720

На лимит налог рассчитывается по той же формуле, только результат потребуется умножить еще на 5 – коэффициент, который применяется к лимитированному расходу. В данном случае налог составит 79 200 рублей. Общая сумма налога = 126 720 79 200 = 205 920 рублей.

Срок сдачи декларации по водному налогу ★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа)
куплено {amp}gt; 8000 книг

Срок сдачи декларации по водному налогу

Существуют особые требования к порядку заполнения деклараций, которые помогут провести заполнение максимально правильно, исключая недочеты:

  1. Значения стоимостных показателей необходимо указывать только в полных рублях. Это значит, что копейки необходимо округлять. Если сумма менее 50 копеек, она округляется до нуля, более – до полного рубля.
  2. Все страницы, включенные в Декларацию, имеют сквозную нумерацию.
  3. Все имеющиеся ячейки, предусмотренные для написания цифр, должны быть заполнены. Например, если необходимо вписать цифру 1, а ячеек дано 3, то нужно будет вписать 001.
  4. Заполнение декларации числами или текстом осуществляется строго слева направо.
  5. Для заполнения документа допускаются только чернила черного, синего или фиолетового цветов.
  6. Исправление ошибок не допускается. При допущении ошибки рекомендуется переписать лист.
  7. Для заполнения текстового поля необходимо использовать только заглавные печатные буквы.
  8. В каждое поле можно вписывать только один показатель и не более.
  9. Если какое-то знакоместо отсутствует, обязательно нужно поставить на его месте прочерк.

Если декларация заполняется при помощи электронных средств, то все показатели необходимо выровнять по правому знакоместу.

^К началу страницы

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

Размеры ставок водного налога установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:

Налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений пунктов 2, 4
и 5
статьи 333.12, применяются в 2015 году с коэффициентом 1,15, в 2016 году — с коэффициентом 1,32, в 2017 году — с коэффициентом
1,52, в 2018 году — с коэффициентом 1,75, в 2019 году — с коэффициентом 2,01, в 2020 году — с коэффициентом 2,31, в 2021 году — с коэффициентом 2,66, в 2022 году — с коэффициентом 3,06, в 2023 году — с коэффициентом 3,52, в 2024 году
— с коэффициентом 4,05, в 2025 году — с коэффициентом 4,65.

Еще по теме  Бланк ходатайства об ознакомлении с материалами дела в формате doc - скачать бланк

Налогоплательщики, не имеющие средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, применяют ставку водного налога, определяемую
с учетом положений пункта 1.1 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации, с дополнительным коэффициентом 1,1.а

Ставка водного налога при добыче подземных вод (за исключением промышленных, минеральных, а также термальных вод) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару, определяемая с учетом положений пункта
1.1 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется с дополнительным коэффициентом 10.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно — в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно — в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно — в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно — в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Налоговая база определяется отдельно по каждому водному объекту и по каждому виду водопользования. Подробнее см. 333.10 НК РФ.

  • Забор воды из водных объектов за 1 ед. объема (1000 куб. м. воды)
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях за 1 ед. площади ( км2 водного пространства)
  • Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики за 1 ед.  (1000 кВтч электроэнергии)
  • Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях за 1 ед. (1000 м3 леса за 100 км сплава)

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных подпунктом 1 пункта 1

статьи 333.12 НК РФ

, с учетом коэффициента 1,15.

Примечание.

В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Общая сумма налога уплачиваются ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по местонахождению объекта налогообложения.

Подробнее п.3 ст. 333.13 НК РФ.

Декларация подается в налоговую инспекцию по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

При этом налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Иностранные организации и физические лица обязаны также подавать копию налоговой декларации в налоговую инспекцию по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование.

Коды классификации доходов бюджета

Исходя из общего правила о переносе:

  • сроки сдачи деклараций по налогу на прибыль за 2019 год, за период январь — февраль и январь — март 2020 года, за 1 квартал 2020 года переносятся на 6 мая;
  • срок сдачи декларации по НДС за 1-й квартал 2020 года переносится на 6 мая;
  • срок сдачи декларации по налогу на имущество переносится на 6 мая;
  • срок сдачи бухгалтерской отчетности за 2019 год переносится на 6 мая;
  • срок сдачи расчета по форме 6-НДФЛ переносится на 6 мая;
  • срок сдачи расчета 4-ФСС за 1-й квартал 2020 года переносится на 6 мая;
  • срок сдачи декларации по водному налогу за 1-й квартал 2020 года переносится на 6 мая; 
  • срок сдачи декларации по ЕНВД за 1-й квартал 2020 года переносится на 6 мая;
  • срок сдачи декларации 3-НДФЛ переносится на 6 мая;
  • срок сдачи расчета по страховым взносам за 1-й квартал 2020 года переносится на 6 мая;
  • срок сдачи декларации по УСН организациями и ИП переносится на 6 мая; 
  • срок сдачи декларации по косвенным налогам переносится на 6 мая;
  • сроки сдачи деклараций по НДПИ за февраль и март 2020 года переносятся на 6 мая.

Как считать налог

Все налоги считаются так: налоговая база умножается на ставку. В некоторых случаях добавляется корректирующий (повышающий) коэффициент. Налог не является исключением.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Объект налогообложения — это пользование водными ресурсами. Природная вода используется различными способами:

  • забор из конкретных объектов;
  • выработка акватории;
  • потребление водных ресурсов для гидроэнергетических процессов;
  • эксплуатация воды для сплава древесины.

Срок сдачи декларации по водному налогу

Исчисление зависит от объема потребляемой воды, то есть налоговой базой выступает количество использованных водных ресурсов по лицензии. Измерение ведется в тысячах кубометров. Каждому потребителю ресурсов надлежит установить водоизмерительные приборы. Если измерительное оборудование не установлено, исчисление ведется по потребительским нормативам, действующим в регионе.

Для водного налога нет единой ставки, индексы различаются по географическому признаку. Все значения ставок закреплены в ст. 333.12 НК РФ.

Повышающие коэффициенты ежегодно растут.

Год Коэффициент
2019 2,01
2020 2,31
2021 2,66
2022 3,06
2023 3,52
2024 4,05
2025 4,65

Ежегодно растут и тарифы для водоснабжения населения. К расчетам с гражданами по договорам водоснабжения повышающий коэффициент не применяется.

Год Тариф, рублей за 1000 кубометров
2019 141
2020 162
2021 186
2022 214
2023 246
2024 283
2025 326

Разберем расчет в 2020 году на примере. Бюджетное учреждение СДЮСШОР «АЛЛЮР» забирает воду из артезианской скважины на собственные цели — для некоммерческого использования (код цели — 3). «АЛЛЮР» находится в Северном экономическом районе и пользуется водными ресурсами из реки Невы. Налоговая ставка — 264 за 1000 использованных кубометров (п. 1 ч. 1 ст. 333.12 НК РФ).

Лимит использования скважины по лицензии — 30 000 кубометров. «АЛЛЮР» использовала 35 000 кубометров за 1 квартал 2020 года, лимит превышен на 5000 кубометров. За превышение лимита ставка умножается на 5 и составляет 1320. Коэффициент в 2020 году — 2,31.

Налог составит:

  • взнос в пределах лимита: 30 × 264 × 2,31 = 18 295,20 рублей;
  • взнос сверх лимита: 5 × 1320 × 2,31 = 15 246,00 рублей.

Срок сдачи декларации по водному налогу

Суммарный водный налог к перечислению в бюджет: 18 295,20 15 246,00 = 33 541,20 рублей. Округляем до целого значения (все, что меньше 50 копеек — обнуляется, 50 копеек и больше — приравнивается к целому рублю) и получаем 33 541 рубль. Такой взнос должна заплатить СДЮСШОР «АЛЛЮР» за 1 квартал 2020 года.

Как правильно заполнить

Для всех налоговых отчетов действуют единые правила заполнения. Вот как заполнить декларацию по водному налогу:

  1. Оформлять в строгом порядке — не выходить за края ячеек, заполнять темными чернилами шариковой или перьевой ручкой (для бумажных бланков).
  2. Не исправлять корректором ошибки.
  3. Не скреплять скобками, степлером или иным способом, который портит целостность бумаги.
  4. Не печатать бланк с двух сторон.
  5. Нумеровать страницы по порядку, начиная с 001.
  6. Присваивать первичной декларации номер «0- -». Корректировкам присваиваются номера далее и по порядку — «1- -», «2- -».
  7. Указывать фактические данные за отчетный период. Сведения подаются отдельно за каждый квартал.

Теперь рассмотрим, как заполняется каждый раздел.

Номер раздела Название раздела Порядок заполнения
Титульный лист

Указываются все сведения о подотчетном лице — организации или индивидуальном предпринимателе.

Вносятся ИНН и КПП, название или Ф.И.О. налогоплательщика, основной вид экономической деятельности (код ОКВЭД), контакты и ответственное лицо. Прописываются реквизиты отчета — период и год, контролирующая инспекция, номер корректировки и кодировка по месту учета.

Сведения о физическом лице, не являющемся ИП Заполняется для подотчетных физических лиц, действующих в некоммерческих целях.
1 Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет В этом блоке идентифицируется налог — прописываются все взносы, КБК и ОКТМО для оплаты в бюджет.
2 Расчет налоговой базы и суммы Здесь ведется расчет суммы налога. Блок дифференцируется на два подраздела по типу использования водных ресурсов.
2.1 Расчет налоговой базы и суммы при заборе воды из водного объекта Исчисляется взнос в случае забора водных ресурсов. Указываются данные объекта — наименование скважины и номер лицензии, код водопользования в декларации по водному налогу (проверяется в порядке заполнения формы, приложение № 4), количество изъятой воды в тысячах кубометров, лимит по лицензии и сверхлимит. Ведется расчет — лимит и превышенный объем умножаются на соответствующие ставки и на повышающий коэффициент. В последней ячейке вводится исчисленная сумма налога к уплате. Раздел 2.1 заполняется отдельно для каждого объекта и для каждой ставки.
2.2 Расчет налоговой базы и суммы при использовании водного объекта, за исключением забора воды Данные формируются аналогично разделу 2.1. В этом блоке учитываются все остальные способы использования водных ресурсов, кроме забора.
Еще по теме  Срок ремонта автомобиля по гарантии

Как накажут за нарушения

Несвоевременная подача сведений или полное их непредоставление наказываются. Нарушителя ожидает штраф. Размер — 5% от суммы неуплаченного взноса в бюджет. Минимальная сумма взыскания — 1000 рублей.

^К началу страницы

Ответственность предусмотрена в рамках общих положений об ответственности за совершение налоговых правонарушений:

Часто задаваемые вопросы

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных подпунктом 1 пункта 1

статьи 333.12 НК РФ

, с учетом коэффициента 1,15.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета
использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств.

Уплачивается ли водный налог и по каким ставкам при осуществлении пользования водными объектами без лицензии?

При осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке (если получение таковой предусмотрено законодательством), водный налог уплачивается по ставкам, установленным

пунктом 1 статьи 333.12 НК РФ.

Не признаются объектами налогообложения:

  • забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  • забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования.
  • забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  • использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой
    окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  • использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  • использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  • пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  • забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания
    скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  • забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  • использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Пункт 2 статьи 333.9

Налогового кодекса Российской Федерации

Согласно пункту 2 статьи 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), не признаются плательщиками водного налога организации
и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской
Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» Водный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим
после введения его в действие.

Положениями статьи 5 вышеназванного закона определено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования
водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

Указанные водопользователи вправе заключить новые договоры водопользования или обратиться с заявлением о предоставлении водных объектов в пользование на основании соответствующих решений.

Действие решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных
до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, либо по
истечении срока действия лицензии на водопользование и договоров пользования водными объектами.

Таким образом, если организация — водопользователь осуществляет пользование поверхностными водными объектами на основании лицензии и срок действия лицензии на настоящий момент не истек, организация будет являться плательщиком водного налога и
обязана представлять налоговые декларации в общеустановленном порядке.

По окончанию срока действия лицензии правоотношения по водопользованию водными объектами регулируются Водным кодексом Российской Федерации.

После того как взамен этих лицензий водопользователь заключит договор или получит решение по правилам, предусмотренным новым Водным кодексом Российской Федерации, он перестает быть плательщиком водного налога на основании прямой нормы, установленной
в пункте 2 статьи 333.8 Кодекса, и с него будет взиматься неналоговая плата за пользование водными объектами.

Указанные разъяснения соответствуют правовой позиции ФНС России, содержащейся в письме от 24.09.2012 № ЕД-4-3/15909@ , а также согласованы с Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.8 Налогового кодекса Российской федерации (далее – Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются
организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.9 Кодекса объектом налогообложения водным налогом признается забор воды из водных объектов.

В пункте 2 статьи 333.9 Кодекса приведен исчерпывающий перечень видов и целей водопользования, не признаваемых объектами налогообложения водным
налогом.

В случае осуществления забора воды из водных объектов в целях, не перечисленных в перечне, организация уплачивает водный налог в общеустановленном порядке.

Забор воды из подземного водного объекта в целях последующего закачивания воды в пласт при разработке нефтяного месторождения не включен в перечень объектов водопользования, не признаваемых объектами налогообложения водным налогом.

Таким образом, забор воды из подземного водного объекта в указанных целях подлежит налогообложению водным налогом в общеустановленном порядке.

О применении ставки водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды при заборе из водных объектов для водоснабжения населения

Пунктом 1 статьи 333.8 главы 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что налогоплательщиками водного налога признаются организации
и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 Кодекса.

Согласно положениям Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ, действовавшего до 1 января 2007 года, использование
водных объектов с применением технических средств, устройств и сооружений (специальное водопользование) осуществляется юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования
водным объектом. В лицензии на водопользование помимо цели использования водного объекта отражаются сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также установлены лимиты водопользования (водопотребления
и водоотведения).

Согласно пункту 3 статьи 333.12 Кодекса ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических
метров воды, забранной из водного объекта.

При этом из содержания приведенной нормы следует, что она распространяется как на организации, забирающие и подающие воду непосредственно населению, так и на организации, забирающие и подающие воду другим организациям, направляющим воду населению.

Таким образом, условия, связанные с забором воды для водоснабжения населения, в целях применения указанной льготы должны отражаться в лицензии на водопользование, выдаваемой в установленном порядке, и заключенном в соответствии с ней договоре
на водопользование.

Еще по теме  Полиция

Учитывая изложенное, полагаем правомерным применение организациями, не осуществляющими самостоятельно питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжения населения, а передающими воду специализированным организациям, осуществляющим указанный вид
деятельности, в отношении объемов воды, передаваемых для водоснабжения населения (подтвержденные соответствующими документами) ставки водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, при условии отражения в лицензии
на водопользование соответствующих данных.

В соответствии со ст. 333.8 гл. 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица,
осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 настоящего Кодекса.

Статьей 333.9 Кодекса определены объекты налогообложения и установлен закрытый перечень видов пользования водными объектами, не являющихся объектами налогообложения.

Так, в соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 333.9 Кодекса не признается объектом налогообложения водным налогом забор воды из водных объектов для
орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые
находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

Для освобождения от налогообложения водным налогом объемов воды, забранной из водного объекта для указанных целей, необходимо наличие соответствующей лицензии на осуществление конкретного вида водопользования с обязательным отражением в ней лимитов
водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды, установленных для данной цели.

Что касается вопроса применения пониженной ставки водного налога для водоснабжения населения, то согласно
п. 3 ст. 333.12 Кодекса ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды,
забранной из водного объекта.

Принимая во внимание, что применение пониженной ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды является льготой для налогоплательщиков, в данном случае также необходимо, чтобы в соответствующей лицензии на право
осуществления данного вида водопользования были отражены цели забора воды и утверждены для него лимиты водопользования. При этом обращаем внимание, что лицензия на право пользования недрами предоставляет водопользователю право на осуществление
водопользования в конкретных целях и в установленных размерах.

При отсутствии в лицензии на водопользование указания на целевое использование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке, если получение таковой предусмотрено законодательством
Российской Федерации, водный налог должен уплачиваться по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 Кодекса.

В соответствии со ст. 333.8 гл. 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица,
осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 настоящего Кодекса.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 333.9 Кодекса объектом налогообложения водным налогом признается, в частности, забор воды из водных объектов.

Согласно п. 2 ст. 333.10 Кодекса налоговая база при заборе воды определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта,
определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности
технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

Таким образом, в налоговую базу по водному налогу включается весь объем воды, забранной из водного объекта, вне зависимости от целей дальнейшего использования забранного объема воды, включая объемы воды, направленные на технологические нужды и
потери воды при транспортировке до потребителей.

При этом в случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

Учитывая, что гл. 25.2 Кодекса не предусмотрен порядок налогообложения водным налогом объемов воды для технологических нужд и потерь воды при транспортировке до потребителей при определении
налоговой базы для исчисления водного налога по различным налоговым ставкам (в случае отсутствия технических средств учета воды), полагаем возможным в целях налогообложения водным налогом учитывать данные объемы пропорционально объемам воды,
переданным различным потребителям, применяя в отношении их соответствующие ставки водного налога.

В соответствии со ст. 333.8 гл. 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица,
осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 настоящего Кодекса.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» пользование подземными водными объектами осуществляется
на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в установленном порядке, с указанием целевого назначения использования забранной из водного объекта воды.

СНП имеет лицензию на пользование недрами о целевым назначением «добыча подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения СНП» без указания дальнейшего назначения использования забранной воды.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что ставка водного налога для водоснабжения населения в размере 70 руб. является льготной, для ее применения необходимо конкретное указание в соответствующей лицензии на пользование недрами целевого
назначения использования добытых подземных вод — для нужд водоснабжения населения — с обязательным отражением разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды, установленного для данной цели.

В соответствии со ст. 333.8 гл. 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных
актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования», которым в указанную статью внесено уточнение понятия налогоплательщика
водного налога, налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения
в соответствии со ст. 333.9 Кодекса.

Согласно положениям Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ, действовавшего до 2007 г., права пользования водными
объектами приобретались на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Лицензия на водопользование, в зависимости от способов и целей использования водного объекта, содержала в том числе сведения о водном объекте, водопользователе, водопотребителях, способах и целях использования водного объекта с указанием его пространственных
границ, об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям и лимитах водопользования.

В договоре пользования водным объектом помимо условий, предусмотренных в лицензии на водопользование, в обязательном порядке указывались условия, устанавливающие размер и порядок внесения платежей, связанных с пользованием водным объектом.

Статьей 333.9 Кодекса определены объекты налогообложения — виды пользования водными объектами и установлен закрытый перечень видов водопользования,
не являющихся объектом налогообложения.

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 333.9 Кодекса не признаются объектами налогообложения водным налогом забор воды из водных объектов и использование
акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Из изложенного следует, что объектом налогообложения не является конкретный вид водопользования (забор воды) для определенных целей (в частности, для рыбоводства и воспроизводства водных биоресурсов).

Таким образом, забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование с указанием данного целевого назначения забранной из водного объекта воды не признается объектом налогообложения водным налогом и, соответственно, за указанные
объемы воды водный налог не уплачивается.

При отсутствии в лицензии на водопользование указания целевого использования забранной воды водный налог уплачивается по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 Кодекса.

В соответствии со ст. 333.15 Кодекса налоговая декларация по водному налогу представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению
объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

Принимая во внимание уточнение понятия налогоплательщика водного налога, предусмотренного ст. 333.8 Кодекса, организация, осуществляющая использование
водного объекта в целях, не признаваемых ст. 333.9 Кодекса объектом налогообложения по водному налогу, налогоплательщиком водного налога
не признается, водный налог не уплачивает и декларацию в налоговые органы не представляет.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.