Преимущества смп по 44 фз постановление

Виды страхования

Какие организации относятся к СМП

Для хозяйственных обществ и партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из требований п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ. Если организация соответствует одному из перечисленных условий, то тогда рассматриваются показатели по выручке и среднесписочному количеству работников.

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ регламентирует основные требования, при соответствии которым организация может быть отнесена к СМП. В 2017 году были внесены некоторые изменения в данные требования, тем самым позволив бОльшему количеству организаций соответствовать статусу субъекта малого или среднего предпринимательства.

Поиск торгов для субъектов малого предпринимательства

Ежедневная рассылка подходящих закупок со всех площадок

Бесплатный доступ

Микропредприятие: сумма годовой выручки без НДС не должна превышать 120 млн. руб., а численность сотрудников должна составлять не более 15 человек.

Малое предприятие: сумма годовой выручки — не более 800 млн. руб., численность работников — не более 100 человек.

Среднее предприятие: выручка без НДС за год  — до 2 млрд. руб., а среднесписочная численность сотрудников не превышает 250 человек.

К ИП применяются те же правила разделения на категории. Если у индивидуальных предпринимателей отсутствуют работники, то критерием будет служить только размер полученной выручки за год. При использовании патентной системы налогообложения ИП относят к микропредприятию.

Все СМП заносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства, ведением которого занимается Федеральная налоговая служба, на основании:

  1. сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

  2. сведений, предоставленных в ФНС о численности работников, выручке от предпринимательской деятельности и применении специальных налоговых режимов, в отчетности установленной законодательством РФ;

  3. сведений, представленных лицами, определенными п. 2 ст. 6 ФЗ № 408-ФЗ;

  4. сведения которые предоставляют юридические и физические лица, занесенные в реестр СМП.

Более подробную информацию можно получить на сайте ФНС, в том числе посмотреть Реестр МСП.

Касательно государственных и коммерческих закупок, у субъектов малого предпринимательства также есть ряд преимуществ перед остальными участниками.

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ с 2020 года

Для заказчиков, работающих согласно закону «О контрактной системе», выдвигается ряд требований, относительно осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять их в объеме не менее 15% от своих годовых закупок. Такие торги могут осуществляться в следующих видах:

  1. открытый конкурс;

  2. конкурс с ограниченным участием;

  3. двухэтапный конкурс;

  4. электронный аукцион;

  5. запрос котировок;

  6. запрос предложений.

При этом, начальная максимальная цена контракта не должна превышать цифру в 20 миллионов рублей.

Также, положительным моментом в закупках, проводимых только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является то, что размер обеспечения заявки на участие устанавливается в размере не более 2% от НМЦК. Для сравнения, в других закупках заказчик вправе установить обеспечение заявки в размере до 5% от цены контракта.

Постановление правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» устанавливает группу компаний-заказчиков, которые в обязательном порядке должны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также правила проведения таких торгов.

ПП РФ от 01.08.2019 внесло некоторые изменения в правила закупок: данное положение устанавливает, что объем закупок отдельных групп заказчиков у СМСП по 223-ФЗ должен составлять не менее 20% от общей годовой стоимости контрактов компании. При этом договоров, заключенных по результатам торгов, в которых имеют право участвовать только СМП, должно быть не менее 18%.

Эта норма действует с 1 января 2020 года — общая стоимость контрактов, заключенных по итогам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 18% от общего объема заключенных контрактов по итогам года — Постановление Правительства РФ от от 1 августа 2019 г. N 1001.

Практический онлайн-курс по получению госзаказов

Пройти курсСкидки!

Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО

При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.

В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, СОНКО и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.

Еще по теме  Наследование по праву представления и наследственная трансмиссия

В контракте такого тендера обязательно прописывается пункт о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия привлечения к работе субподрядчика из числа СМП, СОНКО.

Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).

Преимущества:

  1. подрядчик должен рассчитаться с субподрядчиками и соисполнителями, привлеченными из числа СМП и СОНКО, в течение 15 рабочих дней с даты подписания им документа о приемке услуг, работ или товара от субподрядчика. Ранее этот срок составлял 30 календарных дней.
  2. изменения коснулись п.1 Постановления Правительства от 23 декабря 2016 г. № 1466, теперь заказчик устанавливает фиксированный процент от цены контракта для указания объема привлечения СМП или СОНКО.

Расчет объема закупок у СМП, СОНКО по 44-ФЗ

  1. для обеспечения обороны и безопасности государства;

  2. услуг по предоставлению кредита;

  3. у единственного поставщика;

  4. по проведению работ с использованием атомной энергии;

  5. в которых применяются закрытые способы определения поставщиков.

При этом торги по 1, 4 и 5 пунктам из этого списка заказчик вправе осуществить с участием СМП, СОНКО и тогда они будут учитываться в объеме закупок, совершенных у субъектов малого и среднего предпринимательства и будут включены в отчет, который составляется по итогам года о заключенных контрактах.

При проведении таких тендеров, заказчик должен указать ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При подаче заявки на участие участник должен декларировать свою принадлежность к указанной группе

Преимущества смп по 44 фз постановление

В случае, если определение поставщика было признано несостоявшимся, то организатор вправе провести торги на общем основании, отменив ограничение по принадлежности участников к субъектам МСП. Такой заключенный контракт не будет засчитан в объем закупок, проводимых только среди СМП и СОНКО.

По итогам года каждый заказчик обязан подготовить отчет об объемах закупки у СМП, СОНКО и разместить его в ЕИС до 1 апреля следующего года. Отчет должен содержать информацию о контрактах заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и информацию о несостоявшихся закупках у данных организаций.

Согласно ч. 11 ст. 7.30 КоАП заказчики, нарушившие требование законодательства об объеме совершенных закупок у СМП, СОНКО, несут ответственность и должны заплатить административный штраф, в размере 50 тысяч рублей, который накладывается на должностное лицо.

На практике все не так однозначно, поэтому существуют другие варианты взысканий.

Также, в судебной практике ФАС уже был прецедент, когда заказчиком не было исполнено требование совершить за отчетный год закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% от общего числа закупок, и при этом штраф на него не был наложен.

Подводя итоги можно сказать, что законодательство РФ предусматривает санкции за неисполнение требований ст. 30 44-ФЗ, но каждый отдельный случай необходимо индивидуально, т.к. в зависимости от обстоятельств нарушения и поведения должностного лица, допустившего данное нарушение принятые меры могут сильно различаться.

Закупки, проводимые для субъектов МСП

  1. все закупки с субъектами малого и среднего предпринимательства проводятся только в электронной форме;

  2. они могут проходить только на федеральных площадках (на данный момент 8 ЭТП);

  3. деньги на обеспечение заявки должны вноситься на специальный счет в банке;

  4. договор с победителем закупки заключается в электронной форме на площадке (бумажный вариант не применяется).

Конкурсы и аукционы:

  • при НМЦК до 30 млн. руб, то не менее 7 дней;

  • при НМЦК более 30 млн руб — за 15 дней.

Запрос предложений  — за 5 рабочих дней (НМЦК не должна превышать 15 млн. руб.).

Преимущества смп по 44 фз постановление

Запрос котировок  — за 4 раб. дня (НМЦК не должна превышать 7 млн. руб.).

Срок оплаты по договорам, заключенным с субъектами МСП с 01.01.2020 сокращен с 30 дней до 15 дней. По аналогии с закупками у СМП в рамках 44-ФЗ.

План-график закупок у субъектов МСП

Заказчики, которые входят в категорию согласно ПП №1352, должны рассчитать общий объем торгов среди СМСП, затем они должны утвердить перечень товаров и разместить его в ЕИС. Если это действие не будет реализовано, то закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ не смогут быть осуществлены.

В плане-графике закупок заказчик должен в отдельных разделах отразить и утвердить товары, работы или услуги, которые он будет приобретать путем проведения торгов только среди СМСП.  Участники таких тендеров в заявке должны декларировать свою принадлежность к СМП, на данный момент форма унифицирована и одинакова для всех.

Еще по теме  Преимущества дизайна и функции карточки

Начальная максимальная цена закупки, проводимой только среди участников малого и среднего предпринимательства не должна превышать 400 млн. руб.

Также, определенная группа заказчиков, утвержденная распоряжением Правительства N 475-р, должна осуществлять закупки инновационной и высокотехнологичной техники у субъектов малого предпринимательства.

Согласно ст. 5.1 223-ФЗ в отношении отдельных категорий заказчиков проводится контроль и мониторинг соответствия планов закупки и годовых отчетов требованиям законодательства РФ о закупках у субъектов МСП. Оценка соответствия осуществляется в рамках проверки проекта плана закупки товаров, работ или услуг, проекта плана закупок инновационной и высокотехнологичной продукции и проектов внесения изменений в такие планы, до утверждения этих планов.

По результатам проверки и мониторинга выдается заключение о соответствии или несоответствии проверяемых документов требованиям законодательства РФ. При выявлении нарушений, заказчику необходимо их устранить или разместить в ЕИС протокол разногласий к этому уведомлению. В противном случае, реализация плана закупок этой организации может быть приостановлена антимонопольным органом.

Отчет по закупкам у субъектов МСП

До 1 февраля следующего за отчетным года, заказчик должен опубликовать в ЕИС ежегодный отчет по установленной форме, с информацией о годовом объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реестр МСП

Важно: в том случае, если заказчик не осуществил положенный объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в течении календарного года, либо разместил отчет с неверными данными или не разместил его вовсе в единой информационной системе, — то на такую организацию накладываются соответствующие санкции, а именно — она лишается привилегий закупок по 223-ФЗ и с 1 февраля и до конца года, следующего за отчетным, обязана будет проводить торги только в рамках 44-ФЗ.

Что касается сдачи отчетности компаниями, работающими по 223-ФЗ, но не обязанными проводить закупки у СМП, то эти компании также подают ежемесячные отчеты о количестве договоров подписанных с СМП, в которых указывают количество таких контрактов, в случае их отсутствия просто прописывают значение 0. При этом, организации, не попадающие под Постановление Правительства №1352 не имеют право указывать в документации ограничение на участие в торгах только субъектов малого и среднего предпринимательства, т.к. это уже будет считаться ограничением конкуренции.

Годовой отчет о закупках у СМСП предприятия с выручкой менее 2 млрд. руб. публиковать не должны, даже если такие тендеры проводились.

Поставщикам, относящимся к субъектам МСП

Сейчас отменили преимущества для участников закупок, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Но при этом действуют ограничения, которые не допускают в участию в закупке, проводимой для СМСП.

В нашем обучающем курсе Госзаказ, в блоке Госзакупки для малого и среднего бизнеса рассказываем обо всех нюансах участия субъектом малого предпринимательства в закупках.. Мы научим Вас всем нюансам государственных закупок для успешного участия и получения контрактов.

Для всех субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы мы предлагаем льготные условия кредитования на торговых площадках. Подробности об условиях и ставках Вы можете узнать в данном разделе.

Что регулирует статья 30 ФЗ № 44-ФЗ о госзакупках, кто исполняет ее положения

Все вопросы, которые связаны с особенностями участия в госзакупках субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций, прописаны в ст. 30 44-ФЗ. Положений данной статьи должны придерживаться все муниципальные и государственные заказчики, которые занимаются закупками в рамках 44-ФЗ.

Ст. 30 44-ФЗ обязывает всех заказчиков проводить закупку товаров и услуг у субъектов малого бизнеса или социально ориентированных НКО. Доля закупок у организаций подобного профиля должна составлять не менее 15% от объема поставок по 44-ФЗ за текущий год. 15% — это нижняя граница объема госзакупок у представителей малого бизнеса, тогда как верхняя планка не установлена  и не регламентирована законодательно.

Установлены такие лимиты для того, чтобы открыть доступ к госзаказам для представителей малого бизнеса. Ведь в области госзаказа им бывает непросто конкурировать с крупными корпорациями, обладающими мощными административными и финансовыми ресурсами.

Привлечение к участию в закупках представителей малого бизнеса также расширяет численность

участников

тендеров, что повышает уровень конкуренции и способствует росту эффективности расходования денежных средств.

Статистика за I полугодие 2019 года

В 44-ФЗ не конкретизируется понятие субъекта малого предпринимательства. Но в ФЗ-209 от 2007 года к таким можно отнести компании с численностью до 100 человек, с доходами до 800 млн р. за прошлый год; в уставном капитале данных организаций не допускается участие государственных и муниципальных заказчиков свыше 25%, а доля других юрлиц и иностранных компаний не должна быть более 49%.

Еще по теме  Где взять справку о смене фамилии и как она выглядит

Под некоммерческими организациями социальной направленности, согласно ФЗ-7 от 1996 года, понимаются такие, которые не предполагают получение прибыли. Они могут быть созданы в целях социальной поддержки граждан, культурной, благотворительной, просветительской и иной деятельности. Такие цели должны быть подтверждены учредительными и уставными документами.

Заказчики должны осуществлять закупки у субъектов малого бизнеса при цене контракта (НМЦК) не более 25 млн р. через такие закупочные процедуры, как:

  • открытые конкурсы;
  • конкурсы с ограниченным участием;
  • электронные аукционы;
  • двухэтапные конкурсы;
  • запросы котировок и предложений.

Участниками таких закупок становятся только участники из числа субъектов малого бизнеса и социальные НКО, которые подтверждают данный факт в декларативном порядке (обязанность декларировать свою принадлежность к указанным группам предусмотрена ч. 3 ст. 30 44-ФЗ). Но если сведения будут недостоверными, то заказчика могут отстранить от участия в закупке и внести данные о нем в

РНП

.

Если информация об организации входит в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, то участник может приложить выписку из него. Для социально ориентированных НКО обычно требуется указать направление их деятельности в декларативном формате.

В указанные обязательные 15% от объема закупок должны включаться закупки для обеспечения обороноспособности и безопасности страны, услуги кредитования, закупки у единственного поставщика, госзаказ, связанный с использованием атомной энергии, заказы через закрытые способы определения поставщиков.

Заказчик при определении поставщика наделен правом указать в извещении требование, согласно которому, поставщик, который не входит в число СМП или НКО, может привлекать к исполнению контракта субподрядчиков или соисполнителей из числа подобных организаций.

Закупки у малого бизнеса предполагают наличие в извещении заказчика условия о том, что к государственной закупке привлекаются только представители малого бизнеса и социально ориентированные НКО. Подтверждается такая принадлежность только в декларативной форме, т. е. заказчик не вправе требовать от участника подтверждающих сведений.

При осуществлении заказов для субъектов малого бизнеса и НКО предусмотрены такие преимущества:

  1. Обеспечение заявок от участников такого рода не может превышать 2% от НМЦК.
  2. Срок оплаты по госконтракту после подписания акта приема-передачи не может превышать 15 рабочих дней.

Обязанности победителя привлекать к исполнению контракта представителей малого бизнеса должны быть указаны в виде определенного процента от величины госзаказа в извещении. Конкретный процент устанавливается в зависимости от цены контракта и составляет не менее 5%.

Статья 30 44-ФЗ обязывает заказчиков составлять и публиковать отчеты о закупках у малого бизнеса до 1 апреля следующего года (отчетного периода). Форма такой отчетности, типовые условия заключенных контрактов и порядок информирования граждан об условиях регламентированы Правительством РФ.

С того момента, как 44-ФЗ был опубликован, в него неоднократно вносились изменения. Так, в ст. 30 появилась ч. 1.1, регулирующая закупки у субъектов малого бизнеса, которые не входят в общий объем годовых закупок.

В ч. 1.2 ст. 30 был регламентирован порядок включения поставок товаров и услуг из части 1.1 в общий объем, полученный от субъектов малого бизнеса. В ч. 4.1 было введено предписание о том, что порядок подготовки отчета, форма отчетности и сама процедура были введены Правительством РФ. В ч. 8 были прописаны дополнительные условия, которые позволяют проводить закупки среди представителей малого бизнеса.

С полным текстом данного документа можно ознакомиться по

ссылке

.

Ответственность за невыполнение условий ст. 30 44-ФЗ

Невыполнение условий проведения закупок у субъектов малого бизнеса или несоблюдение минимального объема поставок на предприятии государственной или муниципальной формы собственности в размере 15% грозит предприятию взысканием. Такое деяние подпадает под регулирование КоАП и предусматривает наказание в виде штрафа. Административные штрафы прописаны в ст. 7.30 КоАП.

Согласно ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, заказчику грозит штраф за несоблюдение 15%-го лимита для представителей малого бизнеса в общем объеме закупок. Размер такого штрафа составляет 50000 р. По ст. 192 ТК ответственному лицу также грозит дисциплинарная ответственность.

За неразмещение отчета об объеме закупок у СМП и НКО должностному лицу грозит штраф по ч. 3 ст. 7.30 КоАП в размере до 50000 р.

В случае поступления на заказчика

жалобы

на то, что он игнорирует требования законодательства в области государственного заказа, в отношении него могут назначить внеплановую проверку со стороны ФАС.

Таким образом, ст. 30 44-ФЗ предоставляет определенные льготы и преференции для участия в госзакупках отдельных организаций: субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО. На такие организации должно приходиться не менее 15% в общем объеме государственных закупок.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.