Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (495) 980-97-90 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 449-45-96 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 700-99-56 (бесплатно)

Правила перевозки пассажиров в автобусах в 2019 году: междугороднего сообщения, городских маршрутов, на экскурсию, вахтового типа

Виды страхования
Содержание
  1. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
  2. Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
  3. Оплата проезда
  4. Перевозка багажа
  5. Оформление сдачи на хранение найденных вещей
  6. Условия проезда
  7. Порядок оплаты проезда
  8. Оформление хранения багажа
  9. Недостача, повреждение багажа, принятого на хранение
  10. Учет найденных вещей
  11. Выдача найденных вещей
  12. Необходимая документация
  13. Права и обязанности водителя
  14. Права пассажиров
  15. Заключение
  16. Продажа билетов на проезд пассажиров в автобусах особо малой и малой вместимости
  17. Посадка и высадка
  18. Междугороднее сообщение
  19. Автобусы по заказу
  20. В чем разница?
  21. Первые шаги
  22. Автобусы экскурсионного назначения
  23. Перевозки в зимнее время
  24. Перевозки вахтового типа
  25. Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
  26. Права пассажиров
  27. Условия проезда
  28. Перевозчик вправе:
  29. Возможные штрафы за нарушения

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

(с изменениями на 10 ноября 2018 года)

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 14 февраля 2009 года N 112

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

«автовокзал» — объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки;

Правила перевозки пассажиров в автобусах в 2019 году: междугороднего сообщения, городских маршрутов, на экскурсию, вахтового типа

(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 года N 1073.»автостанция» — объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки;

«коммерческий акт» — документ, удостоверяющий недостачу, повреждение или порчу багажа;

«кондуктор» — должностное лицо, осуществляющее продажу билетов в транспортном средстве;

«легковое такси» — транспортное средство категории «», используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования;

«таксометр» — оборудование, предназначенное для расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа легковым такси исходя из установленных тарифов на единицу пробега и (или) единицу времени пользования транспортным средством;

«транспортное средство категории » » — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения;

«транспортное средство категории » » — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого не превышает 5 тонн;

«транспортное средство категории «» — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого превышает 5 тонн.

Правила перевозки пассажиров в автобусах в 2019 году: междугороднего сообщения, городских маршрутов, на экскурсию, вахтового типа

3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.

4. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее — расписание) составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.

5. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.

6. Расписание, касающееся перевозок в междугородном сообщении, помимо сведений, указанных в пункте 5 настоящих Правил, содержит временной график прибытия транспортных средств в остановочный пункт.

7. Расписание размещается во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, в которых предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.

8. В случае если потребность в регулярных перевозках пассажиров и багажа существенно зависит от времени года или дней недели, расписание может составляться на летний и осенне-зимний периоды года и (или) отдельно для рабочих, выходных и праздничных дней.

9. Изменения, внесенные в расписание, доводятся до сведения населения не позднее чем за 10 дней до начала осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа согласно измененному расписанию.

10. В расписаниях указывается местное время.

11. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

а) пассажир, находящийся в транспортном средстве, заранее уведомит кондуктора или водителя о необходимости остановки транспортного средства в соответствующем остановочном пункте;

б) в остановочном пункте имеются лица, ожидающие прибытия транспортного средства.

13. Водитель или кондуктор обязаны заранее предупреждать пассажиров, находящихся в транспортном средстве, об остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

14. Остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров.

правила перевозки пассажиров в автобусах

15. На указателях (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов, автостанций) размещается следующая информация:(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 года N 1073.

а) условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа;

б) наименование остановочного пункта;

в) номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;

г) наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;

д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

е) надпись «По требованию» в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

правила перевозки пассажиров в автобусах

ж) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

16. На указателях помимо информации, предусмотренной пунктом 15 настоящих Правил, может быть размещена другая информация, связанная с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа.

17. Конечные остановочные пункты маршрутов регулярных перевозок, в которые прибывают транспортные средства и которые не совпадают с пунктами отправления, оборудуются указателями «Посадки нет».

18. Остановочные пункты, из которых осуществляется отправление более чем 100 пассажиров в сутки, за исключением остановочных пунктов, расположенных на территории автовокзалов, автостанций, обустраиваются защитными средствами от атмосферных осадков, если это позволяют земельные участки, примыкающие к остановочному пункту.(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 года N 1073.

19. Остановочный пункт размещается на территории автостанции, автовокзала, если общее количество отправляемых от остановочного пункта пассажиров согласно общему расписанию для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен этот остановочный пункт, составляет от 250 до 1000 человек и более 1000 человек в сутки соответственно и максимальный интервал отправления транспортных средств по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок превышает 2 часа.(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 года N 1073.

20. Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации. *20)(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 года N 1073.

21. Пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, при наличии билета, подтверждающего право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала или автостанции:

правила перевозки пассажиров в автобусах

в течение времени, установленного владельцем автовокзала, автостанции, но не менее 2 часов с фактического времени прибытия транспортного средства, — для остановочного пункта, являющегося пунктом назначения;в течение срока действия билета (с учетом фактического времени задержки отправления и (или) опоздания прибытия транспортного средства) — для других остановочных пунктов.(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 мая 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года N 410.

22. Режим работы автовокзала, автостанции должен соответствовать графику прибытия и отправления транспортных средств.(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 года N 1073.

23. На фасадной стороне основного здания автовокзала, автостанции с некруглосуточным режимом работы должны размещаться общее расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории автовокзала, автостанции, или информационный терминал для предоставления сведений о прибытии и отправлении транспортных средств.(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 года N 1073.

а) общее расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории автовокзала, автостанции;

б) схема расположения и нумерации мест в транспортных средствах, которые отправляются от остановочного пункта, расположенного на территории автовокзала, автостанции;

в) схема маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории автовокзала, автостанции;

Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

Вторая часть Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации. УТВЕРЖДЕНЫ Первым заместителем Министра транспорта РФ А. П. НАСОНОВЫМ 29 сентября 1997 года

К городским маршрутам относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта). 12.

Маршруты должны обеспечивать транспортную связь жилых и промышленных районов города, связь с предприятиями культурно — бытового и спортивно — оздоровительного назначения, вокзалами, аэропортами, станциями, платформами, пристанями и т.п.

В соответствии со спецификой обслуживания населения маршруты могут иметь несколько режимов работы:

  • маршруты постоянные, действующие в течение установленного периода суток, всех дней недели, месяцев;
  • маршруты дополнительные, действующие в ограниченные периоды суток, как правило, в часы «пик»;
  • маршруты сезонные, организуемые в период функционирования зон отдыха, спортивно — оздоровительных комплексов, ярмарок и т.п.;
  • специальные маршруты, действующие на договорной основе;
  • маршруты временные, вводимые при возникновении непредвиденных ситуаций на улично — дорожной сети, закрытии отдельных участков, транспортных узлов и площадей.

14. Маршруты проходят по улично — дорожной сети города, включающей магистрали федерального и местного значения, улицы и проезды, дорожные сооружения при соблюдении требований эксплуатации:

  • по содержанию, ремонту и уборке дорожного полотна, бортового камня, отбойного бруса и спецсооружений с сохранением установленных габаритов и радиусов поворотов;
  • по размещению и содержанию остановочных пунктов;
  • по освещению трассы маршрута;
  • по наличию и содержанию системы сигнализации и средств связи, дорожных знаков и дорожной разметки;
  • по своевременной подрезке зеленых насаждений, расположенных вдоль трасс маршрутов.

15. Маршруты по режимам движения подразделяются на:

  • обычные маршруты со всеми остановками (со средней длиной перегона 0,4 — 0,6 км);
  • полуэкспрессные маршруты, имеющие остановочные пункты в крупных пассажирообразующих и пересадочных узлах с длиной перегона от 1,0 до 2,5 км;
  • экспрессные маршруты, имеющие минимальное количество промежуточных остановочных пунктов, связывающие крупные пассажирообразующие пункты с вокзалами, аэропортами, пристанями и т.п.;
  • маршруты экскурсионные.

16. Остановочные пункты маршрутов размещаются с учетом безопасного и удобного подхода пассажиров, при соблюдении правил дорожного движения и правил технической эксплуатации таких пунктов.

17. Остановочный пункт должен быть оснащен:

  • остановочным указателем с информацией о виде пассажирского транспорта, номерах маршрутов, наименовании данного пункта, конечных пунктов маршрута, интервалах движения по периодам суток, а при интервалах движения свыше 30 мин. — времени прохождения подвижного состава через этот пункт. В случае работы маршрута только в отдельные периоды дня на остановочном указателе приводится соответствующая информация;
  • посадочной площадкой, ограниченной бортовым камнем со стороны проезжей части;
  • павильоном (при наличии места на уличной сети) для ожидающих транспорт пассажиров.

18. Создание новых маршрутов производится организациями пассажирского транспорта по согласованию с органами местного самоуправления.

Оплата проезда

Правила перевозки пассажиров в автобусах в 2019 году: междугороднего сообщения, городских маршрутов, на экскурсию, вахтового типа

19. Уровень тарифов на перевозки пассажиров и провоз багажа устанавливается органами местного самоуправления, а также исполнительной власти. 20.

Пассажир обязан иметь проездной документ (билет) установленной формы или иной документ, подтверждающий его право на проезд.

22. Уведомление населения о предстоящем изменении тарифов на пассажирские перевозки должно осуществляться через средства массовой информации не позднее 15 суток до введения новых тарифов.

23. Посадка и высадка пассажиров может осуществляться только на остановочных пунктах. При наличии на маршруте остановок «по требованию» пассажир должен заблаговременно известить водителя о необходимости остановки транспортного средства. При нахождении пассажиров на этом остановочном пункте водитель обязан остановить транспортное средство. 24.

Пассажир при поездке обязан хранить приобретенный проездной документ в течение всего времени поездки и предъявить его или документ, подтверждающий право на проезд, по первому требованию лиц, специально уполномоченных на проведение контроля. 25. Водитель (кондуктор) обязан при посадке пассажиров периодически напоминать о необходимости оплаты проезда.

Посадка и высадка пассажиров производится в следующей последовательности:

  • в автобусах, имеющих одну дверь, — сначала высадка, а затем посадка;
  • в автобусах, имеющих две двери, — высадка пассажиров через обе двери, а посадка через заднюю дверь;
  • в автобусах, имеющих три двери, — высадка через все двери, а посадка через заднюю и среднюю двери.

27. Правом посадки через переднюю дверь автобуса пользуются пассажиры с детьми дошкольного возраста, беременные женщины, инвалиды и престарелые граждане. 28. Пассажир, у которого имеется месячный или единый проездной билет либо другой документ, подтверждающий право на проезд, обязан предъявить его при посадке в автобус. 29.

На городских и пригородных маршрутах пассажир имеет право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 7 лет включительно, если он не занимает отдельного места. При следовании с пассажиром нескольких детей в возрасте до 7 лет включительно на каждого ребенка, кроме одного, приобретаются проездные билеты. 30.

Для пассажиров с детьми дошкольного возраста, беременных женщин, инвалидов и престарелых граждан в салоне автобуса отводится 6 — 12 передних мест в зависимости от его вместимости. Иные пассажиры, занимающие эти места, должны освободить их для указанных лиц. 31. Водитель обязан отправлять автобус от остановки только с закрытыми дверями после полного окончания высадки и посадки пассажиров, четко и правильно объявлять остановки, а при изменении маршрута следования объявлять об этом на каждом остановочном пункте.

Переполнение салона автобуса сверх установленной общей вместимости, установленной для конкретного типа автобуса, не допускается. 32. В случае снятия автобуса с линии в связи с неисправностью, аварией и т.п. выданные пассажирам проездные документы действительны для проезда в другом автобусе этого же маршрута. Пересадка пассажиров в другой подвижной состав производится водителем снятого с маршрута автобуса.

33. При поездке в автобусе запрещается: проезд пассажиров в нетрезвом состоянии, курение пассажиров и водителя в салоне автобуса, открывание окон без разрешения водителя, провоз запрещенных к перевозке вещей, указанных в п. 37 настоящих Правил.

Перевозка багажа

34. Пассажир имеет право провозить с собой бесплатно — одно место ручного багажа размером до 60 см х 40 см х 20 см, в том числе мелких животных и птиц в клетках, одну пару лыж (детские санки), детскую коляску.

Провоз одного места багажа размером более 60 см х 40 см х 20 см, но не более 100 см х 50 см х 30 см производится за плату в соответствии с тарифом. 35. Упаковка и перевозка багажа должны полностью исключать возможность причинения какого-либо ущерба пассажирам и транспортному средству. 36.

Стоимость провоза багажа устанавливается в том же порядке, что и стоимость проезда пассажира.

37. Запрещается перевозить:

  • огнеопасные, взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся, ядовитые, едкие, зловонные вещества;
  • огнестрельное оружие без чехлов;
  • предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров;
  • предметы и вещи габаритом более 100 см х 50 см х 30 см или весом одного места свыше 60 кг.

Для того чтобы автобус был допущен к эксплуатации по перевозке пассажиров, он должен соответствовать следующим требованиям:

  • пребывать в собственности перевозчика или другом законном владении, как того требует часть 2 статьи 34.1. ФЗ № 220,
  • согласно пункту 29 Правил, на лобовом стекле, на заднем окне и правой стороне кузова автобуса в обязательном порядке должен быть размещен указатель маршрута, который можно прочитать на определенном расстоянии,
  • на указателе, который размещается на лобовом стекле, должно содержаться название как пункта отправления, так и пункта назначения,
  • на указателе, который располагается на правой стороне кузова, обязательно указывается название начального пункта, основные промежуточные пункты остановок, конечный пункт назначения,
  • согласно пункту 31 Правил, указатель, размещенный на лобовом стекле, должен быть не выше 14 см,
  • согласно пункту 36 Правил, на ветровом стекле или по правой стороне кузова автобуса размещается краткая или полная информация о перевозчике.
Еще по теме  Правила пожарной безопасности на предприятии

Важно! В салоне автобуса, как предусмотрено пунктом 37 Правил, должна размещаться следующая информация:

  • полное наименование, адрес места нахождения, контактные номера телефонов перевозчика,
  • фамилия, имя, отчество водителя и кондуктора. Если водителей несколько, сведения указываются о каждом, кто управляет транспортным средством,
  • название, адрес нахождения, контактные телефоны государственного органа, который осуществляет контроль за данным маршрутом перевозки,
  • в доступном для пассажиров месте – номера с обозначением мест для сидения. Данное требование не относится к автобусам, в которых не предусмотрены конкретные номера для сидения пассажиров,
  • стоимость проезда до конечного и промежуточных пунктов назначения и цена провоза багажа,
  • таблички с местами, предназначенными для людей с детьми, а также инвалидов или имеющих ограниченные физические возможности,
  • указатели, где расположены огнетушители, установлены кнопки для экстренной остановки автобуса, места аварийных выходов,
  • в доступном месте должна располагаться отдельная табличка с выпиской или полным текстом Правил пользования транспортным средством.

Автобус перед отправлением в рейс должен быть осмотрен специалистами перевозчика на соответствие его требованиям безопасности, которые предусмотрены ФЗ от 10.12.95 года “О безопасности…”.

Кроме того, транспортное средство, как того требует подпункт “б” пункта 1 части 1 статьи 15 ФЗ № 170 от 01.06.11 года “О техническом…”, должно иметь действующий срок прохождения техосмотра, который проводится каждые полгода.

Оформление сдачи на хранение найденных вещей

107. Пассажир может при сдаче багажа на хранение объявить его
ценность с уплатой установленного тарифами сбора.
При сдаче на хранение нескольких предметов (мест) пассажир может
объявить ценность каждого сданного им предмета (места) или их общую
ценность. Сумма объявленной ценности указывается в багажной квитанции.

108. При сомнении в правильности объявленной ценности работник
камеры хранения может потребовать вскрытия багажа для проверки. При
отказе от вскрытия, в случае разногласия в сумме оценки, багаж на
хранение с объявленной ценностью не принимается.

127. Найденные вещи подлежат обязательной сдаче по окончании
рейса, смены начальнику (дежурному) автовокзала (автостанции), а при
отсутствии их — дежурному диспетчеру автотранспортной организации.

128. Начальник (дежурный) автовокзала (автостанции) или дежурный
диспетчер автотранспортной организации обязан в присутствии лица,
доставившего найденные вещи, составить акт в двух экземплярах.

129. На автовокзалах (автостанциях), в диспетчерских
автотранспортных организаций должно быть по две книги бланков актов.
При отсутствии одной из книг актов оформление очередной сдачи
найденных вещей производится по второй книге.
Указанные книги выдаются бухгалтерией автотранспортной
организации, где они учитываются в забалансовых счетах как бланки
строгой отчетности.

130. После составления акта вещи подлежат сдаче на склад забытых
вещей под расписку кладовщика на обоих экземплярах акта, один из
которых остается в книге актов, а другой передается кладовщику вместе
с вещами.

131. Начальник (дежурный) автовокзала (автостанции) или дежурный
диспетчер автотранспортной организации обязаны дать пассажиру
соответствующее разъяснение по вопросу, касающемуся розыска утраченных
им вещей.

Условия проезда

43. Проезд пассажиров в автобусах пригородных маршрутов
оплачивается по тарифам, устанавливаемым органами местного
самоуправления.

44. Пассажир, едущий в автобусе с кондуктором, оплачивает проезд
и провоз багажа наличными деньгами по действующим тарифам. Если часть
маршрута проходит по территории города, то приобретенный заранее билет
на проезд в городском сообщении действует на протяжении маршрута в
черте города, а далее оплата производится наличными деньгами в
соответствии с действующими тарифами.

45. Пассажир, едущий в автобусе, оснащенном компостерами,
компостирует столько талонов, сколько необходимо для оплаты проезда и
провоза багажа в соответствии с действующими тарифами.

46. На автовокзалах, автостанциях и в автопавильонах (с кассовой
продажей билетов на пригородные автобусные маршруты) вывешиваются
расписания движения автобусов по всем маршрутам, проходящим через
данный остановочный пункт, схемы маршрутов, таблицы стоимости проезда
пассажиров и багажа, основные извлечения из Правил перевозок пассажиров и багажа, а также
объявления о времени начала и окончания работы касс с указанием
фамилий кассиров и дежурных диспетчеров.

47. Билеты на проезд в автобусах пригородных маршрутов продаются
кондукторами или водителями, а на остановочных пунктах маршрута, где
организована кассовая продажа билетов, — кассирами, а также кассами —
автоматами.
Предварительная продажа билетов на проезд пассажиров в автобусах
пригородных маршрутов производится билетными кассирами на остановочных
пунктах маршрутов, а также в других пунктах через специально
уполномоченных на то лиц.

48. Текущая и предварительная продажа билетов на проезд
пассажиров в автобусах пригородных маршрутов производится в порядке
живой очереди. Правом на приобретение билетов вне очереди пользуются
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои
Социалистического Труда, лица, награжденные орденами Славы трех
степеней, депутаты Государственной Думы и Совета Федерации, инвалиды
при предъявлении соответствующих документов, участники Великой
Отечественной войны.

Пассажиры с детьми дошкольного возраста и беременные женщины
приобретают билеты через комнату матери и ребенка, а при отсутствии
комнаты — в общей кассе вне очереди.
На остановочных пунктах пригородных маршрутов, где отсутствуют
билетные кассы, все лица, пользующиеся правом на приобретение билетов
вне очереди, перечисленные в этом пункте, пользуются также правом
внеочередного входа в автобус и приобретения проездного билета.

49. Условия проезда пассажиров в автобусах пригородных маршрутов
идентичны условиям проезда на городских маршрутах.
В случае снятия автобуса с линии в связи с неисправностью,
аварией и т.п. проданные пассажирам билеты действительны для проезда
на другом автобусе этого же маршрута.

Пересадка пассажиров из одного
автобуса в другой производится кондуктором или водителем снятого с
линии автобуса.
Возврат билетов, приобретенных пассажирами на пригородные
маршруты в кассах текущей продажи, не производится. Билеты,
реализованные кассами предварительной продажи, могут быть возвращены
пассажирами в порядке, предусмотренном п. п. 76 — 83 настоящих Правил.

166. Билеты на проезд пассажиров в автобусах особо малой и малой
вместимости городских и пригородных маршрутов продаются водителями, а
в отдельных пунктах через специально уполномоченных на то лиц.
Для пассажиров междугородных маршрутов продажу билетов производят
на остановочных пунктах в кассах, а где кассовая продажа билетов не
организована — через водителей непосредственно при посадке пассажиров
в автобус до отправления его от остановочного пункта.

167. Формы билетов для проезда в этих автобусах утверждаются
Министерством финансов Российской Федерации по представлению
Министерства транспорта РФ.

168. В автобусах особо малой и малой вместимости городских,
пригородных и междугородных маршрутов перевозчик обязан предоставить
пассажирам места для сидения. Проезд пассажиров сверх количества мест
для сидения запрещается.

169. Посадка пассажиров в эти автобусы междугородных маршрутов на
автовокзалах и остановочных пунктах с кассовой продажей билетов
производится по предъявлении билетов, приобретенных в кассах. Билеты
действительны только на указанный день и рейс.
Посадка пассажиров на междугородные маршруты в начальном пункте
отправления производится не позднее чем за 10 минут до отправления
автобуса.

170. Высадка пассажиров из автобуса производится по требованию
пассажира в любом месте пути следования с соблюдением Правил дорожного
движения.

171. Проезд лиц в нетрезвом состоянии не допускается.

172. В случае снятия автобуса с линии в связи с неисправностью,
аварией и т.п. выданные пассажирам билеты действительны для проезда в
другом автобусе того же маршрута.

173. При следовании в автобусах особо малой и малой вместимости
городских, пригородных и междугородных маршрутов пассажир имеет право
провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет
включительно, если он не занимает отдельного места.
Для занятия отдельного места ребенку в возрасте до 5 лет
приобретается билет по действующему тарифу.

174. В случае опоздания, болезни или отказа пассажира от поездки
в автобусе междугородного маршрута он имеет право вернуть билет и
получить обратно стоимость проезда в порядке, установленном в п. п. 76
— 82.

Опубликовано 26 июля 2005

Ключевые слова:
пассажирские перевозки, правила пассажирских перевозок, правила перевозок пассажиров, перевозки пассажиров, проезд в маршрутках, перевозки пассажиров газелью, пассажирские перевозки газелью

Порядок оплаты проезда

109. Плата за хранение багажа взимается за каждый предмет
(место). При сдаче на хранение нескольких предметов (мест), связанных
вместе, плата взимается за каждый предмет (место) в отдельности.

110. Плата за хранение багажа взимается за каждые календарные
сутки, включая день приема на хранение и день выдачи из камеры
хранения. Часть суток считается за полные сутки.

111. Плата за хранение прибывшего в пункт назначения багажа,
сданного пассажиром к перевозке в багажном автомобиле, взимается,
начиная со вторых суток. Первые календарные сутки не оплачиваются.
Часть суток считается за полные сутки.

Оформление хранения багажа

112. При приеме на хранение багажа без объявления ценности
пассажиру выдается номерной жетон или багажная квитанция, а при приеме
на хранение багажа с объявлением ценности — багажная квитанция.

113. При организации работы камеры хранения с использованием
жетонов пассажир, сдавая багаж на хранение, обязан уплатить через
кассу стоимость первых двух суток хранения и получить контрольный
талон.

114. При приеме багажа на хранение кладовщик камеры хранения
обязан осмотреть упаковку сдаваемых вещей, отметить на контрольном
билете, полученном от пассажира, дату приема вещей на хранение,
прикрепить дубликат жетона вместе с контрольным билетом к сданным на
хранение вещам и выдать пассажиру жетон.

115. Выдача пассажиру принятого на хранение багажа производится
кладовщиком по номеру, обозначенному на жетоне. При выдаче проверяется
срок хранения и производится окончательный расчет с пассажиром.

116. При организации работы камеры хранения с использованием
квитанций пассажир оплачивает стоимость хранения вещей при сдаче их в
камеру хранения и получает от кладовщика багажную квитанцию.

117. Багажная квитанция и ее копия выписываются через
копировальную бумагу разборчиво, без подчисток и помарок. Копия
квитанции прикрепляется к сданным на хранение вещам, на лицевой
стороне квитанции указывается общее количество принятых на хранение
предметов (мест) и общая сумма объявленной ценности, перечисляется
наименование вещей и указывается прописью объявленная ценность
отдельных предметов (мест).
Багажная квитанция выписывается кладовщиком и подтверждается
штемпелем автовокзала (автостанции).

118. При выдаче из камеры хранения багажа кладовщик сверяет
предъявленную владельцем квитанцию с ее копией, а также сверяет
фамилию, имя, отчество, указанные владельцем при сдаче вещей на
хранение, с предъявленным документом.

119. На оборотной стороне багажной квитанции указывается дата
выдачи вещей, количество дней хранения, взысканные сборы за хранение и
за объявление ценности, а также общая сумма сборов цифрами и прописью.
Кладовщик расписывается в соответствующей строке квитанции в получении
суммы сборов и выдаче багажа, а владелец — в его получении.

120. При утрате номерного жетона или багажной квитанции принятый
на хранение багаж может быть выдан владельцу по его письменному
заявлению с предъявлением доказательств принадлежности ему сданного
багажа. Выдача в этом случае багажа производится под расписку с
указанием фамилии, имени, отчества и постоянного места жительства их
владельца согласно паспорту.

Недостача, повреждение багажа, принятого на хранение

121. При обнаружении недостачи количества мест или повреждении
багажа автотранспортная организация составляет акт в двух экземплярах
с участием кладовщика камеры хранения, владельца багажа и работника
автовокзала (автостанции).
В акте указывается: количество принятых и выданных мест,
наименование предмета (чемодан, корзина, сумка и т.п.

123. Ущерб, причиненный при перевозке багажа, возмещается
перевозчиком:
а) в случае утраты или недостачи багажа — в размере стоимости
утраченного или недостающего багажа;
б) в случае повреждения (порчи) багажа — в размере суммы, на
которую понизилась его стоимость;
в) в случае утраты багажа, сданного к перевозке с объявлением
ценности, — в размере объявленной стоимости багажа.

124. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба,
вызванного утратой, недостачей или повреждением багажа, возвращает
отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку
утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного багажа.

125. Убытки пассажира вследствие утраты, недостачи или
повреждения вещей, сданных в камеру хранения, в пределах суммы их
оценки при сдаче подлежат возмещению хранителем в течение двадцати
четырех часов с момента предъявления требования об их возмещении.

Учет найденных вещей

132. При поступлении вещей на склад должно быть проверено их
соответствие записям в книге актов.

133. Принятые на склад вещи должны быть занесены в специальную
книгу учета найденных вещей, которая ведется по установленной форме
(приложение 2) и выдается автотранспортной организацией на
ответственное хранение заведующему складом найденных вещей.

134. При несоответствии вещей записям в акте вещи на склад не
принимаются и возвращаются вместе с актом для уточнения и
соответствующего оформления.

Выдача найденных вещей

139. Выдача вещей владельцам производится ежедневно (кроме
выходных дней) в установленное время по предъявлении паспорта или
другого документа, удостоверяющего личность, и заявления с письменным
разрешением руководителя автотранспортного предприятия или организации
на выдачу вещей со склада.

140. В заявлении должны быть указаны приметы забытых вещей.
Малоценные вещи и деньги в сумме до одного минимального размера оплаты
труда, установленного в Российской Федерации, могут быть выданы при
обращении владельца в день их находки (до сдачи их на склад или в
кассу) непосредственно дежурным по автовокзалу (автостанции) по
предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность,
с составлением акта (указывается фамилия, имя, отчество владельца,
номер его паспорта, кем и когда он выдан, адрес постоянного места
жительства).
В получении утерянной вещи или денег владелец расписывается в
акте.

141. При выдаче вещей с владельца взимается плата за хранение в
размере, предусмотренном тарифами.
В получении причитающейся суммы за хранение вещей выдается
квитанция разных сборов установленного образца.

142. Выручка за хранение вещей подлежит ежедневной сдаче в кассу
автотранспортной организации в установленном порядке.

Опубликовано 24 июля 2005

Ключевые слова:
пассажирские перевозки, правила пассажирских перевозок, лицензирование пассажирских перевозок, лицензия пассажирских перевозок, правила перевозок пассажиров, перевозки пассажиров

Необходимая документация

Действующее законодательство требует, чтобы к такому ответственному делу, как осуществление массовой перевозки пассажиров на автобусах, подходили с соблюдением всех установленных правил и нормативов.

А это означает, что вне зависимости от того, для каких перевозок – городских или междугородних – предназначен автобус, установленные правила относятся в равной степени как к водителям, так и к пассажирам.

Внимание! Действующие правила по осуществлению провоза пассажиров и багажа на автобусах состоят из следующих нормативных документов:

  • Федерального закона № №220, принятого 13.07.15 года. Он касается регулирования порядка перевозки людей автобусами, курсирующими по регулярным маршрутам,
  • постановления Правительства РФ от 14.02.02 года № 112 с поправками и дополнениями от 28.04.15 года, которым утверждены Правила провоза пассажиров и багажа в автобусном транспорте (далее – Правила),
  • ФЗ Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее – Устав).

Ространснадзор дополнительно может издавать приказы, утверждать инструкции, направлять письма в адрес перевозчиков, которыми регулировать деятельность транспортных компаний.

Поскольку жизнь не стоит на месте, то указанные нормативные акты постоянно изменяются, в них вносятся поправки и дополнения. Кроме того, каждый регион страны вправе принять свои нормативные акты в дополнение к существующим законам Федерального уровня.

Например, на рассмотрении Госдумы находится законопроект №985164-6, который касается изменений содержания статьи 3.1 Устава.

 ДТП с участием автобуса. 

Еще по теме  Перевозка катера на прицепе правила

Водители, которые работают на пассажирских автобусах по городским маршрутам, должны при себе иметь:

  • сведения о наличии в компании-перевозчика соответствующей лицензии,
  • водительское удостоверение с соответствующей категорией, например D, D, DE, D1,
  • открытый страховой полис ОСАГО с неограниченным сроком действия,
  • путевой лист на осуществление пассажирских перевозок по конкретному городскому маршруту в течение дня,
  • отметку о прохождении медосмотра перед выездом на маршрут,
  • диагностическая карта о проведении ежедневного технического осмотра автобуса перед выездом на маршрут,
  • оригинал свидетельства о регистрации транспортного средства с указанием присвоенных госномеров,
  • технический паспорт на автобус.

Если при проверке будет выявлено, что каких-то документов у водителя нет, то сотрудник дорожной Полиции может составить протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого к водителю или к перевозчику будет применен солидный штраф.

Чтобы такого не произошло, весь комплект документов должен находиться у водителя.

 Освидетельствование водителей.

Права и обязанности водителя

Ежедневно пользуясь общественным транспортом, мало кто задумывается о таких вопросах, как права и обязанности пассажиров. Как результат, оказавшись в конфликтной или чрезвычайной ситуации, человек просто не знает, как себя вести. Таким образом, юридическая грамотность — это объективная необходимость даже в повседневной жизни.

Права пассажиров

Права и обязанности пассажиров должен знать любой человек, который пользуется общественным транспортом. К сожалению, первая категория включает в себя не так много пунктов. Пассажиры имеют следующие права:

  • на своевременный, качественный и безопасный проезд к пункту назначения;
  • на получение полной и достоверной информации об условиях и маршруте передвижения, а также возмещение причиненного вреда в случае возникновения аварийных ситуаций;
  • провозить детей в возрасте до 7 лет на безвозмездной основе;
  • бесплатно провозить с собой следующее:
    • ручную кладь;
    • коляску, санки, пару лыж или велосипед;
    • птиц и мелких животных в клетке;
    • собаку на коротком поводке и в наморднике;
    • кота;
    • некрупный садовый инвентарь, острые части которого упакованы;
  • решать возникшие споры и претензии в судебном порядке.

Получая транспортную услугу, человек зачастую помнит только о своих правах. Между тем обязанности пассажиров намного более обширны. Так, пользователь общественного транспорта должен:

  • иметь при себе документы, удостоверяющие право на проезд (билет, проездной, удостоверение, подтверждающее льготную категорию);
  • оплатить проезд и закомпостировать купленный разовый талон;
  • сохранять билет до конца поездки;
  • при провозе крупного багажа оплачивать каждую единицу;
  • освободить салон после прибытия на конечную остановку;
  • предоставлять проездные документы по требованию водителя, контролера или должностных лиц;
  • бережно относиться к оснащению салона транспортного средства;
  • соблюдать чистоту и общественный порядок;
  • не задерживаться у входных дверей и не заслонять проход багажом и прочими предметами;
  • не препятствовать открытию и закрытию дверей, а также входу и выходу пассажиров;
  • заботиться о личной безопасности, держась за поручни;
  • уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми;
  • заранее готовиться к выходу, не задерживая водителя на остановке;
  • при нахождении забытых вещей сдать их водителю, кондуктору или диспетчеру (если вы едете до конечной остановки).

Обязанности пешеходов и пассажиров тесно связаны с целым перечнем запретов. Так, в общественном транспорте нельзя делать следующее:

  • отвлекать во время движения водителя посторонними разговорами и приобретением проездных билетов;
  • заходить в кабину водителя;
  • провозить взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества, а также колющие предметы и оружие без чехла;
  • загрязнять салон транспортного средства;
  • заходить в транспорт в нетрезвом состоянии;
  • громко включать музыку;
  • ставить багаж на сиденья;
  • без видимой необходимости пользоваться аварийной системой;
  • выбрасывать мусор и прочие посторонние предметы из окон транспортного средства.

Права и обязанности пассажира в транспорте неразрывно связаны с оплатой предоставляемой услуги. Действие проездных документов имеет такие особенности:

  • абонементы на проезд действуют только в том населенном пункте, в котором они были приобретены;
  • проездной билет, абонемент или льготное удостоверение не подразумевают бесплатного провоза багажа;
  • льготные билеты действительны только в случае наличия у пассажира документов, подтверждающих эту привилегию.

Права и обязанности пассажира — это, безусловно, очень важные моменты, и людям необходимо владеть подобной информацией.

Но участниками таких договорных отношений, как перевозка пассажиров, выступают не только сами граждане, пользующиеся услугами перевозчика, но и экипаж. Далее коснемся некоторых нюансов работы контролера и взаимодействия его с людьми в салоне.

Это сотрудник, который контролирует полную и своевременную оплату гражданами предоставленных им транспортных услуг. Он имеет право:

  • вне очереди заходить в салон транспортного средства через переднюю дверь;
  • проверять соблюдение пассажирами установленных правил;
  • изымать недействительные проездные документы.

Контролер обязан:

  • иметь при себе служебное удостоверение и жетон с личным номером (желательно, чтобы он был прикреплен к лицевой стороне верхней одежды);
  • иметь средства, необходимые для измерения веса и размера багажа;
  • уведомлять водителя о начале контроля;
  • по требованию пассажира предъявить служебное удостоверение, жетон, а также предоставить контактную информацию транспортного предприятия (наименование, адрес и телефон);
  • делать соответствующие отметки о проведенном контроле в отчетной документации.

Многие люди с недоверием относятся к контролерам в спортивных костюмах, джинсах, пальто и прочей гражданской одежде. Многие даже отказываются предъявлять им проездные документы. Тем не менее должностной инструкцией не прописано наличие формы, а потому для идентификации служит жетон и удостоверение. Реагировать на требование контролера, предъявившего подобные документы — это прямые обязанности пассажиров в общественном транспорте.

Важнейшим вопросом являются права и обязанности пассажира. ОБЖ учит нас соблюдать технику безопасности, но не учит быть юридически грамотными. Безусловно, оплатить проезд — это ваша прямая обязанность. Но вы должны знать, как себя вести, если по какой-то причине у вас не оказалось билета (не успели купить или прокомпостировать до прихода контролера, в силу жизненных обстоятельств у вас не оказалось с собой наличных средств):

  • попросите должностное лицо предоставить удостоверение и жетон и перепишите их данные (или сфотографируйте);
  • спокойным и вежливым тоном объясните причину, по которой у вас не оказалось билета (или он не прокомпостирован);
  • если контролер будет настаивать на том, что вы обязаны оплатить штраф, но у вас нет с собой достаточной суммы, предложите составить протокол о нарушении для дальнейшей передачи в соответствующие инстанции (при этом проверяющий имеет право высадить вас на следующей остановке);
  • если вы оплачиваете штраф на месте, контролер обязан выписать вам квитанцию;
  • если вы находились в транспорте не более одной остановки, и этому есть свидетели, такой проезд не считается безбилетным (согласно законодательству и правилам пользования общественным транспортом), а потому контролер должен высадить вас из транспортного средства без применения каких-либо санкций;
  • если же он силой будет препятствовать вашему выходу из транспорта, вы имеете полное право обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением.

Помните, что проверяющий не имеет права кричать на вас, унижать, применять физическую силу, задерживать вас в транспорте, а тем более — проверять у вас наличие денег. При этом вы также не можете повышать на контролера голос или распускать руки, ведь, помимо уплаты штрафа, вас также могут привлечь к административной ответственности.

Заключение

Права и обязанности пешеходов и пассажиров тесно переплетаются с таковыми у водителей, контролеров и прочих лиц. Чтобы не дать себя в обиду или случайно не стать правонарушителем, каждый пользователь общественного транспорта должен быть юридически подкован.

Пункт 1 части 1 статьи 34.1. ФЗ № 220 требует, чтобы к управлению автобусом был допущен только водитель, который состоит в трудовых отношениях с перевозчиком в виде юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При этом сведения о таком водителе должны содержаться в реестре маршрутов пассажирских перевозок. В период подготовки к маршруту и выезду в рейс водитель должен соблюдать обязанности, которые регламентируются инструкцией конкретного перевозчика.

Учтите! Они заключаются в следующем:

  • пройти предрейсовый медосмотр,
  • проверить внешнее и внутренне состояние автобуса,
  • заправлен ли автобус, в каком состоянии находятся шины,
  • наличие и исправность зеркал заднего вида,
  • работоспособность аварийных выходов,
  • во время движения соблюдать установленный график прибытия к пунктам назначения,
  • иметь при себе документы, удостоверяющие личность, а также водительское удостоверение, которые предъявлять по требованию дорожной Полиции,
  • во время движения находиться в форменной одежде для водителя, если она предусмотрена перевозчиком,
  • при остановке автобуса более чем на 5 минут выключать двигатель,
  • выбирать скорость движения в зависимости от состояния дорожного полотна и погодных условий, с тем чтобы обеспечить безопасность движения,
  • нести другие обязанности.

Что касается пассажиров, которые пользуются общественным транспортом, они имеют следующие права:

  • без ограничений приобретать билеты на поездку любым маршрутом регулярных перевозок независимо от перевозчика,
  • знакомиться с расписанием движения автобуса не только в любом остановочном пункте, но и у водителя, осуществляющего перевозку по маршруту (п. 7 Правил),
  • садиться в автобус и высаживаться из него в любом остановочном пункте, которые предусмотрены расписанием (пункт 11 Правил),
  • потребовать остановить автобус на любом участке движения, предварительного уведомив об этом водителя или кондуктора (пункт 12 Правил),
  • при наличии билета на проезд безвозмездно пользоваться залами ожидания, туалетами, которые расположены внутри зданий автовокзалов или автостанций (пункт 21 Правил),
  • перевозить ручную кладь независимо от вида ее упаковки (п. 54 Правил),
  • сдавать багаж водителю для размещения его в специальном отсеке автобуса,
  • провозить с собой в городских и пригородных автобусах без приобретения отдельного билета детей в возрасте до 7 лет (пункт 1 часть 1 статья 21 Устава),
  • перевозить с собой в междугородних автобусах без приобретения отдельного билета детей в возрасте до 5 лет (пункт 1 часть 1 статья 21 Устава).

Запомните! Пассажир обязан:

  • приобрести билет в кассе автовокзала или автостанции на проезд по маршруту, который следует хранить при себе до окончания поездки,
  • предъявить билет для проверки по требованию кондуктора или контролера,
  • при поездке с ребенком, который имеет право на бесплатный проезд, иметь при себе документ, который удостоверяет его возраст (часть 3 статьи 21 Устава),
  • во время поездки соблюдать внутренние правила, которые установлены перевозчиком.

Продажа билетов на проезд пассажиров
в автобусах особо малой и малой вместимости

Согласно пункту 42 Правил, проезд пассажиров осуществляется на основании приобретенных билетов. В нем должны содержаться обязательные реквизиты, которые указаны в Приложении № 1 к Правилам.

Реализуемые в кассах билеты могут быть как именными, так и неименными. Именные применяются в тех случаях, когда требуется передача данных о пассажирах в АИС персональных данных (пункт 47 Правил).

Именные билеты продают пассажирам на основании документа, с помощью которого можно идентифицировать его личность.

Вид сообщения Где можно купить билет
Городское или пригородное У кондуктора, водителя автобуса, в кассе автовокзала, автостанции, в специализированной точке продажи билетов
Междугороднее В кассе междугороднего автовокзала

В определенных случаях пассажиру может быть отказано в продаже билета.

Внимание! Это такие случаи:

  • все билеты на сидячие места проданы, а по условиям перевозки перевозить можно только сидячих пассажиров,
  • проданное количество билетов превысило конструктивную вместимость автобуса.

Посадка и высадка

При посадке и высадке пассажиров из автобуса используются только служебные двери. Кроме них транспортное средство должно быть оборудовано запасным выходом и аварийными люками. Они предназначены для использования, только если во время движения или стоянки возникла опасность для жизни и здоровья пассажиров, например пожар.

Каждая дверь, которая имеется в транспортном средстве, должна с легкостью открываться изнутри. Местонахождение запасного выхода должна быть обозначено надписью «Запасной выход», а аварийного – «Аварийный выход».

Маломестные автобусы должны иметь минимум двое дверей. В автобусах с большой вместимостью количество выходных дверей должно быть больше. Конкретное их количество зависит от наличия пассажирских мест, которыми оборудовано транспортное средство.

Контроль за оплатой проезда в течение маршрута движения осуществляет кондуктор или водитель. Если это возложено на водителя, то посадка и высадка пассажиров осуществляется через переднюю дверь и только после полной остановки движения автобуса.

Междугороднее сообщение

Междугородние перевозки регулируются Уставом. Так, согласно части 4 статьи 4 данного нормативного акта, к междугородним относятся перевозки, которые осуществляются между населенными пунктами, расстояние между которыми составляет более 50 км.

Для работы на таких маршрутах автобусы должны иметь мягкую подвеску и быть оснащены мягкими сиденьями и климатическими установками.

Важно! Междугородняя перевозка пассажиров осуществляется:

  • без пересадок в другой автобус (сквозной метод),
  • с пересадками в другой автобус (участковый метод).

Автобусы по заказу

Часть 2 статьи 27 Устава предусматривает возможность осуществления перевозки пассажиров по договору фрахтования. Это так называемые «нерегулярные перевозки».

Маршрут движения на основании такого договора определяется заказчиком. Если перевозчик не предоставит автобус в оговоренное договором время и место, то он обязан уплатить штрафные санкции.

Их размер определяется частью 2 статьи 34 Устава и рассчитывается исходя из оплаты стоимости пассажироместа. В абсолютном выражении составляет 20 процентов от суммы договора.

Что такое заказные перевозки и какими должны быть первые шаги перевозчика, который решил начать этот бизнес? Нужно ли ему получать лицензию или теперь достаточно отправить уведомление в Ространснадзор? В статье вы найдете ответы на эти вопросы и узнаете, какие документы всегда должны быть при себе у водителя заказного автобуса, что проверяет ГИБДД, а что – транспортная инспекция, получите другую полезную информацию.

Это первый вопрос, который возникает при желании «уйти в бизнес». Ответ, на первый взгляд, прост и очевиден – на том, что люди всегда будут делать и за что всегда будут платить. Они будут есть (производство и продажа продуктов питания), одеваться (торговля одеждой и обувью различных ценовых сегментов), умирать (похоронные услуги). И, конечно, ездить. Так что пассажирские перевозки выглядят вполне привлекательным видом предпринимательской деятельности.

Однако следует учитывать, что это рынок с крайне высокой конкуренцией. Он давно «окучен» государственными, муниципальными и частными автотранспортными предприятиями. Поэтому на регулярных и таксомоторных перевозках начинающему индивидуальному предпринимателю мало что светит.

В отличие от регулярных и таксомоторных, заказные перевозки осуществляются по договорам и разовым заказам организаций и населения.

В чем разница?

Пассажирские перевозки делятся на регулярные, которые предполагают движение автобусов по расписанию, разовые заказные, когда автобус заказывают специально для перевозки группы людей, а также перевозки пассажиров легковым такси.

При этом для регулярных перевозок требуется получение лицензии, что означает обязанность перевозчика иметь ремонтную базу, оборудованные стоянки для автобусов, организовывать предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств и регулярное проведение его технического обслуживания, проводить инструктажи водителей по безопасности дорожного движения и контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха.

Указанные требования являются лицензионными. Их соблюдение контролируется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), а нарушители привлекаются к строгой административной ответственности вплоть до приостановления и прекращения действия лицензии.

Первые шаги

Для заказных перевозок получать лицензию не нужно, поскольку в 2009 году был введен уведомительный порядок осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автобусами (заказные перевозки), и по данному виду деятельности было отменено лицензирование (Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» [2]).

Как же уведомить власти о том, что вы начали бизнес – заказные перевозки?

Автобусы экскурсионного назначения

Перевозчик может использовать имеющиеся в парке автобусы не только для регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров, но и для экскурсий. При этом никаких конструкционных изменений в транспортное средство вносить не требуется.

Водитель должен соответствовать таким же требованиям, как и при задействовании его для перевозки пассажиров по маршруту. Тем более, что пассажиры экскурсионного автобуса представлены организованной группой граждан.

Все условия и особенности экскурсионной поездки оговариваются в договоре, заключаемом в письменной форме.

Учтите! В нем должны содержаться сведения:

  • о конечном пункте назначения,
  • о маршруте передвижения,
  • о времени и месте остановок,
  • о количестве экскурсантов, которые будут принимать участие в поездке,
  • о лице, ответственном за перевозку пассажиров,
  • о времени использования автобуса в экскурсионной поездке.

Если автобус предоставляется для экскурсионных поездок на регулярной основе, то данное обстоятельство должно быть отражено в договоре. Кроме того, некоторые особенности условий договора также должны быть отражены.

Например:

  • автобус должен быть подан на посадку экскурсантов не позже чем за 15 минут до начала поездки по оговоренному маршруту,
  • начало движения – не ранее 6 часов утра,
  • окончание движения – не позже 22 часов вечера,
  • экскурсовод или сопровождающее лицо должны иметь пофамильный список всех участников экскурсии.
Еще по теме  Страхование ответственности владельцев опасных объектов: новые положения

Перевозки в зимнее время

Если перевозка пассажиров осуществляется в зимнее время, то отключать отопление салона автобуса полностью запрещено. При неисправной системе отопления автобус в рейс не может быть выпущен. Если стекла окон автобуса обледеневают, то это может явиться основанием для подачи жалоб со стороны пассажиров на перевозчика.

Для недопущения дорожно-транспортных происшествий на автобус должны быть установлены шины с шипами. Летняя резина должна быть снята. При несоблюдении данного требования водитель будет оштрафован.

Перед началом движения водитель обязан проверить, в каком техническом состоянии находится автобус, а также насколько плотно происходит закрывание дверей и окон. Отопительное устройство, которым оборудован автобус, не должно выделять токсичных веществ. А его место расположения должно исключить контакт с пассажирами транспортного средства.

Перевозки вахтового типа

Перевозки пассажиров могут осуществляться вахтовым методом, который применяется:

  • для доставки рабочих и служащих предприятия, организации или учреждения от их места их проживания к месту работы и обратно. При этом в свободное время автобус в течение рабочего для может быть использован для служебных поездок. Ярким примером является школьный автобус, который собирает учащихся по месту их жительства и отвозит к зданию школы, или задействование автобуса в сельской местности, где существует большой интервал в движении транспорта,
  • для доставки смен рабочих на строительные объекты, в шахты, на нефтяные разработки.

Вахтовый автобус должен иметь достаточно места для размещения багажа, а также инструментов, необходимых для работы, иметь складные лестницы для посадки и высадки рабочих.

Запомните! По своим конструктивным особенностям автобус вахтового типа должен иметь возможность:

  • преодолевать труднодоступные участки движения,
  • устанавливать профессиональное оборудование.

Это является важным для работников нефтяной и энергетической промышленности. Как показывает практика, вахтовые автобусы – это дешевый и незаменимый транспорт.

Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

Любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе купить для своего служебного использования автобус. Данным транспортом его собственник будет распоряжаться самостоятельно.

По указанию собственника, оформленного документально, автобус может использоваться:

  • для командировок сотрудников,
  • для служебных поездок,
  • для доставки работников и служащих от места жительства к работе и обратно,
  • для выездов на корпоративы.

Несмотря на то, что автобус используется в служебных целях, его эксплуатация должна обеспечивать безопасность при осуществлении перевозки.

Водителю ТС следует производить высадку и посадку пассажиров лишь после полной остановки автомобиля. Начало движения допустимо только при полностью закрытых дверях.

Данное правило обязательно к исполнению, однако далеко не все водители его соблюдают, трогаясь с места еще тогда, когда пассажирская дверь транспортного средства открыта.

В данной ситуации идет нарушение не одного правила, поскольку до начала движения водитель ТС и пассажиры обязаны пристегнуться.

Пунктом 22.8 ПДД установлены следующие ограничения:

  • в любых типах ТС, за исключением перевозок пассажиров в кузове-фургоне или кузове грузового транспортного авто с бортовой платформой, запрещается перевозка пассажиров вне кабины или дополнительных конструкций для мотоциклов;
  • недопустима перевозка людей в количестве, превышающем допустимые характеристиками нормы.

На первый пункт некоторые водители периодически закрывают глаза, провозя людей не только в кабине автомобиля, но и на капотах, в багажнике, на крыше ТС. При этом стоит учитывать, что вина за гибель пассажиров в случае их смерти будет ложиться только на водителя, не позаботившегося об обеспечении их безопасности.

Штраф за нарушение правил перевозки пассажиров 1000 рублей.

Для исполнения второго пункта предусматривается ограниченное количество сидений в случае легковых автомобилей или ограничение по техническим характеристикам для крупногабаритного общественного транспорта, например автобусов, троллейбусов или трамваев.

За перевозку дополнительного человека в автомобиле предусмотрен штраф в размере 500 рублей в соответствии со статьей 12.23 КоАП. Также инспектор в праве выписать дополнительный штраф за провоз пассажира без использования ремня безопасности.

Нарушение правила перевозки пассажиров может наблюдаться при ситуации, когда в автомобиле 6 человек вместо 5, и для шестого не предусмотрено ремня безопасности, значит он не сможет воспользоваться защитой.

С января 2012 года ремни безопасности обязательны для всех типов транспортных средств.

В соответствии с пунктом 2.1.2 ПДД, водители обязаны перевозить своих пассажиров с использованием защитных ремней, а при наличии не пристегнутого пассажира не начинать движение.

В случае, когда осуществляется перевозка детей в возрасте менее 12 лет, водителю требуется установить в салоне специальное удерживающее устройство, которое сможет надежно зафиксировать маленького пассажира. На переднем сиденье можно перевозить ребенка только с использованием детского кресла. В то же время, запрещается перевозить ребенка на заднем сиденье мотоцикла.

В кузове грузовой машины пассажиры могут перевозиться только тем водителем, который в течение 3-х лет и более имеет ВУ категории С или подкатегории С1.

Если же в кузове грузовика провозится более 8, но не более 16 человек с учетом водителя и пассажиров в кабине, то водитель обязан иметь категорию В или подкатегорию D1. В случае провоза более 16 человек с учетом водителя и пассажиров внутри кабины требуется только категория D.

Что касается грузовика с кузовом с бортовой платформой, то при специальном оборудовании разрешается провозить взрослых. Провозка детей запрещена. Если же бортовая платформа не оборудована для перевозок пассажиров, то проезд в таком кузове допустим только лицам, сопровождающим груз или едущих получать последний. Но тогда требуется наличие оборудованного сидения ниже, чем уровень бортов.

В кузове грузового авто не должно провозиться больше человек, чем допустимо по техническим характеристикам либо в большем количестве, чем имеется сидений.

Перед началом движения водитель грузовика обязан провести инструктаж пассажиров о правилах проведения посадки, высадки, размещения и поведения в кузове.

Проводить организованные перевозки детей разрешается только в специальных автобусах, на которых имеются опознавательные знаки «Перевозка детей».

Водителю следует помнить, что жизнь и здоровье его пассажиров должен обеспечивать он сам, поскольку именно на него ложится данная ответственность.

 Правила перевозки пассажиров автомобильным транспортом

Права пассажиров

— другими нормативными документами, относящимися к пассажирским перевозкам.

Настоящие правила определяют порядок организации и контроля перевозочного процесса, права, обязанности и ответственность пассажиров, имеют для них обязательную силу.

К пригородным относятся маршруты, проходящие между населенными пунктами на расстоянии до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.

К междугородным относятся маршруты, проходящие между населенными пунктами на расстоянии более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.

  1. Билеты пассажирам на поезд в автобусах продаются в кассах автовокзалов, автостанций, а там, где кассовая продажа билетов не организована – через водителей (кондукторов) непосредственно при посадке в автобус до отправления его от остановочного пункта.

    Бесплатный или льготный проезд пассажирам предоставляется только в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, Свердловской области, на основании документов установленного образца.

  2. Продажа пассажирам билетов на проезд производится в порядке очереди.

    Правом на приобретение билетов вне очереди пользуются пассажиры, перечень которых определяется законодательством РФ и Свердловской области.

  3. Предварительная продажа билетов производится в пределах от 1 до 10 суток до отправления автобуса и заканчивается за одни календарные сутки до отправления автобуса.
  4. Текущая продажа билетов производится в начальных пунктов маршрутов – в день отправления автобуса.
  5. При получении билета, не отходя от кассы, пассажир обязан проверить правильность заполнения реквизитов в билете и сдачу денег.
  6. Утерянные пассажирами билеты не возобновляются и уплаченные за них деньги не возвращаются.
  7. Запрещается продажа билетов на автобусы: пригородных маршрутов сверх установленных заводом-изготовителем общей вместимости, на автобусах с мягкими сидениями – сверх количества мест.
  8. Пассажир имеет право:
    — в автобусах пригородного сообщения провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 7 лет без предоставления отдельного места для сидения. При следовании с пассажиром нескольких детей до 7 лет, на каждого ребенка, кроме одного, приобретаются проездные билеты по полному тарифу.
    Пассажир обязан иметь при себе документ, который подтверждает возраст ребенка, перевозимого с предоставлением провозной плате, и который в обязательном порядке предъявляется по первому требованию лиц, осуществляющих контроль за оплатой проезда.

Условия проезда

  1. Посадка пассажиров в автобус на автовокзалах и автостанциях с кассовой продажей билетов производится только при предъявлении билетов, приобретенных в кассах отправления.
    Билеты действительны на обозначенный в них день и рейс автобуса.
  2. Перронный контролер совместно с водителем автобуса проверяют в момент посадки наличие у пассажира билетов.

    В пунктах, где нет перронного контроллера, проверка билетов производится кондуктором или водителем.

  3. Пассажир обязан:
    занять место в автобусе, согласно указанному в билете номеру места;
    сохранить билет до конца поездки;Сообщить по просьбе контроллера пункт посадки в автобус и пункт назначения.
  4. Высадка пассажиров из автобуса производится на остановочных пунктах, предусмотренных расписанием движения автобусов.
  5. Не разрешается: проезд в салоне автобуса лиц в нетрезвом состоянии, в пачкающей одежде; препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки автобуса; курить в автобусе; открывать окна без разрешения водителя (кондуктора); высовываться из окон; ставить детей и помещать багаж на сидения; приводить в действие сигнала тормоза и механизмы открывания дверей (кроме необходимости предотвращения несчастных случаев), отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.
  1. Билеты, приобретенные пассажирами на автобус пригородного и междугороднего сообщения в текущий день или предварительно, могут быть возвращены в кассу на следующих условиях:а) При возврате билета на маршрут пригородного сообщения в кассу автовокзала, автостанции не позднее чем за 2 часа до отправления автобуса, пассажиру возвращается полная стоимость проезда за вычетом сбора за предварительную продажу билета.

    б) При возврате билета на маршруты пригородного и междугородного сообщения менее, чем за 2 часа, но до отхода автобуса возвращается стоимость проезда за вычетом 15 процентов стоимости и сбора за предварительную продажу билета.

    в) При опоздании на автобус до 3-х часов, а вследствие болезни или несчастного случая – в течение трех суток с момента отправления автобуса, на который был приобретен билет, по желанию пассажира проездной документ может быть возобновлен с доплатой 25 процентов стоимости билета или ему возвращается уплаченная стоимость проезда за вычетом 25 процентов стоимости билета и сбора за предварительную продажу билета.

    Опоздание пассажира на автобус более чем на 3 часа вследствие болезни или несчастного случая должно быть подтверждено справкой лечебного учреждения или актом о несчастном случае.

    г) При прекращении пассажиром поездки в пути следования вследствие болезни или несчастного случая ему возвращается стоимость проезда за непроследованное расстояние.

  2. Возврат денег производится по распоряжению начальника или ответственного дежурного автовокзала, автостанции, где пассажир приобрел билет или где прекращена поездка.
  3. При отмене рейса, задержке отправления автобуса против расписания более чем на час пассажир имеет право вернуть билет в кассу до отправления автобуса и получить обратно полную стоимость проезда и уплаченный им сбор за предварительную продажу билета.
  4. При невозможности доставки пассажира до пункта назначения по дорожно-климатическим и другим причинам, не зависящим от транспортной организации, пассажиру в течение суток с момента отмены рейса возвращается стоимость проезда от пункта прекращения поездки до пункта назначения. При возврате автобуса в начальный пункт следования пассажиру возвращается стоимость проезда и провоза багажа.
  5. Если пассажир в пути следования по своей вине отстал от автобуса, в которой он следовал, билет на следующий рейс не переоформляется и деньги , за непроследованное расстояние, не возвращаются.
  1. Ручной кладью считаются вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой в транспортном средстве и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром.
    В качестве ручной клади разрешается перевозить предметы независимо от рода их упаковки, по своим размерам не стесняющие проезд других пассажиров.

    Размещение ручной клади на местах, предназначенных для пассажиров, а также между сидениями запрещается.

  2. Багажом считаются вещи пассажиров, сданные ими транспортной организации и перевозимые в специальных багажных отсеках автобусов.
  3. Сдаваемый к перевозке багаж должен быть в исправной упаковке.

    Билеты на провоз ручной клади (багажа) подлежащей оплате продаются в кассах, а там, где кассовая продажа билетов не организована, водителем или кондуктором.

  4. Возврат билетов на провоз ручной клади (багажа) осуществляется в порядке установленном на возврат кассовых проездных билетов.
  5. Пассажир имеет право провозить с собой:а) бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места длина, ширина и высота которого в сумме не превышает 120 см, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску, мелких животных и птиц в клетке;б) за плату согласно тарифу одного места багажа провозить на задних площадках охотничьих или служебных собак в намордниках при наличии поводка и справки, имеющей надпись «собака привита против бешенства»;в) перевозить за плату в багажном отделении транспортного средства (если оно имеется) или в отдельном транспортном средстве багаж в количестве не более двух мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышает 180 см;

Перевозчик вправе:

  1. Отказать пассажиру в принятии багажа для перевозки, провозе ручной клади, если свойства или упаковка вещей, входящих в состав багажа, ручной клади, не отвечает требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров;
  2. Отказывать пассажиру в провозе ручной клади, если ее размещение в транспортном средстве будет препятствовать входу пассажиров в транспортное средство, выходу пассажиров из транспортного средства;
  3. Пассажиру не разрешается провозить в автобусе: взрывчатые, легковоспламеняющиеся, отравляющие, едкие и зловонные вещества; предметы и вещи длина, высота и ширина которого в сумме составляют не более 180 см и весом одного места свыше 60 кг; огнестрельное оружие, колющие и режущие предметы без чехлов или в не завернутом виде;
    Предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров; животных и птиц (кроме мелких в клетках, корзинах и охотничьих и служебных собак).
  1. Безбилетным является лицо:а) обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета; б) предъявившие поддельный билет;

    в) предъявившие билет (месячный проездной), срок действия которого истек или в котором указана фамилия и номер документа, удостоверяющего личность, не соответствуют фамилии и номеру, которые указаны в предъявленном документе, удостоверяющим личность.

  2. Лицо, являющееся безбилетным, оплачивает проезд от пункта посадки до пункта назначения в порядке, установленном перевозчиком.
  3. Оплата стоимости проезда, перевозки багажа и провоза ручной клади не освобождает от уплаты штрафов за безбилетный проезд, перевозку багажа без оплаты и провоз ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ.
  4. в случае прекращения поездки в предоставленном средстве в связи с его неисправностью, аварией или другими причинами пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, указанном перевозчиком. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется кондуктором или водителем того транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты.

Возможные штрафы за нарушения

Каждый автобус, который задействован при перевозке пассажиров, доложен быть оборудован тахографом. В случае отсутствия прибора, незаконной корректировки его показаний, несоответствия прибора к виновному должностному лицу, согласно статье 11.23 КоАП, применяется штраф размером от 5000 до 10000 рублей.

Если в работе водителя будет нарушен режима его труда и отдыха, наказание составит от 1000 до 3000 рублей. За грубые нарушения правил перевозки пассажиров перевозчик может быть лишен лицензии на такой вид деятельности.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock detector