Разделы и рубрики журнала «НАУКА И ЖИЗНЬ», Статьи, Кроссворды || Статьи раздела Дневник

Разное

Разбираемся с целями

Целей, побуждающих прочесть статью, может быть несколько: в некоторых случаях это обязательный материал, например, для подготовки к семинару – тогда у вас нет выбора, читать ее или нет. В других случаях такой выбор все-таки есть – многое зависит от того, зачем мы хотим что-то прочесть. Цели прочтения научной статьи могут быть следующими:

  • Разобраться в базовых вопросах/получить общее представление о некотором направлении в науке
  • Почерпнуть идею для собственного исследования
  • Найти подтверждение своей точке зрения
  • Найти решение конкретной проблемы
  • Уточнить что-либо в выбранной области

Это не исчерпывающий список, но по нему можно уловить тенденцию: вы либо хотите разобраться в каком-то общем вопросе, либо ищете для себя решение частной, узкоспецифической проблемы (иногда и то, и другое вместе – но для этого придется прочесть несколько статей разных типов). А тип статьи, в свою очередь, помогает понять, насколько соответствует ваш выбор материала поставленным целям.

1. Ведите дневник утром, а не вечером

Конечно, все знают о неоспоримых преимуществах ведения дневника. И многие даже не раз начинали его вести. Но, возвращаясь домой поздно вечером, в девяти случаях из десяти находили себе оправдание, чтобы ничего не писать, скажем, что вы слишком устали или что-то в этом роде. Поэтому лучше выделить 10-20 минут на ведение дневника с утра, до того, как начнете собираться на работу, когда все другие члены семьи спят, когда ваша голова еще не загружена будничными задачами.

Задавайте самому себе вопросы и отвечайте на них в дневнике. Коллекционируйте сильные вопросы. Определите, что вас волнует больше всего в жизни сейчас. Напишите столько вопросов, сколько сможете и отвечайте на них. Вы удивитесь, но из ваших ответов произойдет много озарений и осознаний. Ум станет яснее, намерения четче, путь к цели легче.

Вы можете не только ежедневно получать огромные преимущества благодаря тому, что осознанно направляете свои мысли в нужную сторону и излагаете их в письменном виде; но и еще бóльшую пользу можете извлекать из просматривания дневников.

Разделы и рубрики журнала «НАУКА И ЖИЗНЬ», Статьи, Кроссворды || Статьи раздела Дневник

Это потрясающий шанс вспомнить, как вы мыслили в те дни, и с новой точки зрения взглянуть на то, насколько вы выросли за прошедший год. Это прекрасный способ переоценить свои поступки, действия и прогресс. Это даст новое понимание того, чего удалось достичь за последние месяцы. И самое главное, вы получите возможность повторить выученные уроки, многие из которых за год основательно стерлись из памяти.

Ведение дневника — это одно из самых приятных, вдохновляющих и повышающих самооценку занятий в жизни.

Ведите дневник. Успехов и вдохновения!

По материалам книги «Магия утра».

Как выбрать тип статьи

Первым делом надо решить, какой дневник вы будете вести: традиционный (на бумаге) или цифровой (в компьютере, смартфоне или планшете). Попробуйте оба формата, чтобы выявить преимущества и недостатки в обоих. Что вы предпочитаете — каждый день писать небольшой текст от руки или печатать его на клавиатуре? Как видите, решение о формате относительно несложное.

Вернемся к нашим целям. Если нам нужно погрузиться в тему и получить о ней некоторое общее представление, полезно изучить «вторичные» источники: обзоры, мета-анализ. Они же позволят определиться, в каком направлении двигаться с собственным исследованием – какие области в выбранной теме уже хорошо изучены, а в каких требуются дополнительные изыскания.

Еще по теме  Как происходит оформление в собственность ипотечной квартиры

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Если общей информацией вы уже владеете, можно обратиться к первичным источникам – например, отчетам об исследованиях. Они помогут разобраться в том, что именно было сделано в выбранной сфере, в каком направлении можно «продвинуть» результаты, достигнутые другими учеными, как решались близкие по тематике задачи (это может быть удобно, если, например, вы захотите применить в уже изученной сфере новые методы).

Задачи вроде «найти решение конкретной проблемы» или «уточнить что-либо в выбранной области» также ближе к первичным источникам – если предположить, что общая информация, которая может содержаться в обзорных материалах, вам уже хорошо известна, и вы точно знаете, что искать. 

А для подтверждения своей точки зрения полезными могут, помимо прочего, оказаться кейсы. Здесь, как и в предыдущем случае, мы говорим о том, что вы ведете поиск по вполне конкретным, специфическим ключевым словам.

Как отличить разные виды статей

Проще всего, конечно же, ориентироваться на тип материала (часто он бывает вынесен в подзаголовок статьи). Кроме того, хорошую «первичную» статью, в которой дается результат исследования, можно отличить по структуре – обычно она содержит такие разделы как: «Введение», «Методы», «Исследования» и «Интерпретация»/ «Обсуждение» (introduction, methods, results, and discussion, IMRAD).

Правда, набор компонентов может варьироваться в зависимости от журнала – в некоторых требуются дополнительные подразделы (например «Исследовательская гипотеза»), в других раздел «Обсуждение» отражается в блоке «Выводы».

Но логика остается неизменной: исследовательская статья обязательно содержит информацию о теме исследования, о том, как и с помощью чего оно проводилось, а также о том, какие результаты были получены и что все это значит.

4. Заранее продумайте, о чем будете писать

Если на листах проставлены даты, это дисциплинирует и заставляет вести дневник каждый день, без исключений, так как в этом случае, открыв его, вы не сможете не заметить пустые страницы пропущенных дней. Это побудит вас вернуться, мысленно «прокрутить» эти дни в памяти и все же заполнить пробелы в записях.

Еще по теме  Как вернуть товар купленный со скидкой

Количество аспектов жизни, о которых можно писать в дневнике, поистине бесконечно, как и число разновидностей дневников. Люди описывают то, за что они благодарны прошедшему дню; свои мечты, потребляемые продукты питания, занятия спортом и физкультурой и многое-многое другое. Вы можете писать о своих целях, мечтах, планах, родных, обязательствах, выученных уроках — словом, о чем угодно, на чем, как вы чувствуете, вам следует сосредоточить свое внимание.

Разделы и рубрики журнала «НАУКА И ЖИЗНЬ», Статьи, Кроссворды || Статьи раздела Дневник

Существует техника 16 тем, когда вы заранее выписываете 16 областей, который вам интересны и каждый день пишите об одной из них.

Вы можете переписывать свои любимые цитаты, придумывать аффирмации и даже начать писать свою книгу.

Так как же читать научные статьи

Предположим, вы выбрали для себя статью, тип которой соответствует стоящей перед вами задаче. Теперь самое главное – не пытаться прочесть ее от начала и до конца целиком. Наиболее простой алгоритм предлагает Чарльз Дарбин (Charles G. Durbin)

в своей

«How to read a scientific research paper»:

  1. Первым шагом убедиться, соответствует ли заголовок и ключевые слова теме, которая вас интересует
  2. Прочесть аннотацию и (если необходимо) обсуждение/выводы
  3. Если в аннотации и обсуждении четко описаны цели и задачи, недвусмысленно определена гипотеза, обозначены выводы – и при этом вся эта информация релевантна вашим целям – тогда статью можно прочесть целиком.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Итак, «анатомия» научной статьи нам понятна, основные маркеры, на которые стоит обращать внимание при чтении – тоже. Теперь стоит разобраться с тем, как читают подобные материалы сами ученые.

Юлия Скрипник

Дженнифер Рафф (Jennifer Raff), биоантрополог и специалист по генетике из Канзасского Университета, дает несколько практических советов, которые помогут читателю:

  1. Сформулируйте основной вопрос статьи (какую проблему стремятся разрешить ученые в этой области)
  2. Опишите контекст исследования в нескольких предложениях (Дженнифер предлагает использовать пять предложений) – или, другими словами, перескажите себе, что было сделано до настоящего исследования, чтобы ответить на главный вопрос.
  3. Определите конкретные вопросы, на которые собираются ответить авторы статьи.
  4. В процессе чтения выписывайте все незнакомые слова и ищите их значения.
  5. В процессе чтения раздела «Материалы и методы» рисуйте примерную схему проведения исследования.
  6. Сформулируйте для себя результаты исследования в одном абзаце, ориентируясь на факты, а не на мнения авторов.

Дженнифер советует использовать критический подход и не доверять исследователям «на слово» – поэтому она советует обращать меньше внимания на раздел «Интерпретация», самостоятельно давать себе ответы на вопросы «Чего достигли авторы?», «Ответили ли они на конкретные вопросы исследования?», а также изучать мнения других представителей научного сообщества о данной статье.

Более того, по мнению Дженнифер, начинать чтение статьи следует не с аннотации, а с введения – это, по ее словам, помогает ей самой сохранять критический настрой и оценивать материал более беспристрастно – не полагаясь на мнение авторов.

Еще по теме  Статьи раздела Возврат товара

Правда, такой подход практикуют не все: журнал Science опросил 12 ученых (среди них был и главный редактор научного журнала), чтобы узнать, как они читают статьи. Выяснилось, что большинство все-таки начинает с аннотации – особенно в случаях, когда не очень хорошо знакомы с тематикой исследования.

1. Не стесняйтесь задавать вопросы: гуглить непонятные термины, пользоваться «недостаточно научными» источниками вроде Википедии или блогов, а также обсуждать сложные моменты статей с коллегами. В конце концов, научные тексты – это не беллетристика. В крайнем случае можно даже написать письмо авторам – и попросить объяснить непонятный момент.

2. Разбивайте статью на блоки и читайте ее по частям – вполне возможно, что на чтение одной статьи у вас уйдет несколько дней. Это нормально – у ученых происходит то же самое.

3. Печатайте статью на бумаге и выделяйте наиболее важные для вас моменты. Это поможет легче воспринять материал и быстрее восстановить знания, когда к тексту понадобится вернуться. Обращайте особое внимание на те моменты, которые меняют ваше восприятие и понимание темы исследования.

4. Старайтесь быть «активным читателем» – то есть, до начала чтения, определите, что именно вы хотите получить от статьи: список наиболее значимых исследований в этой области, перечень авторов, на которых надо обратить внимание, план проведения похожего исследования, подтверждение или опровержение вашей точки зрения.

В некоторых случаях информацию, которая отвечает на ваш вопрос, стоит сохранить отдельно. Например Лина Колуччи (Lina A. Colucci) из Harvard-MIT Health Sciences and Technology program сохраняет всю значимую информацию, которая касается контекста исследования, в отдельном текстовом файле. А информацию о материалах и методах исследования предпочитает аккумулировать в Excel-таблицах.

Итак, TL;DR

1. Задумайтесь, зачем вам нужно прочесть научную статью? От того, какую именно вы преследуете цель, зависит, нужны ли вам материалы об исследованиях (первичные источники) или обзорные материалы (вторичные источники).

https://www.youtube.com/watch?v=upload

2. Попробуйте сформулировать для себя основную задачу, которую вы хотите решить. Если ваша цель – получить общее представление о предмете, подумайте, что именно вам хочется узнать: кто работал над данной темой? Как менялись исследовательские задачи? Что сейчас входит в сферу интересов ученых? И так далее. Это позволит вам читать «сфокусированно», держа в голове поставленный вопрос.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.