Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (495) 980-97-90 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 449-45-96 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 700-99-56 (бесплатно)

Расчет выплат по ОСАГО с учетом износа автомобиля

ОСАГО

Что принесли с собой законодательные изменения?

Компенсация за понесенный ущерб возможна двумя способами:

  • страховой выплатой – при ее начислении фактор износа автомобиля важен для расчета суммы компенсации по ОСАГО;
  • восстановительным ремонтом, проведенным в СТО по направлению страховой компании. В этом случае расходы компенсирует страховая компания, без учета амортизации машины. При проведении ремонта запрещено заменять поврежденные узлы запасными частями, бывшими в употреблении.

Поправки, внесенные в закон об ОСАГО в мае 2017 года, не коснулись методики расчета износа. Но ряд положений Федерального закона № 49-ФЗ изменили порядок компенсации ущерба, повлияв на учет амортизации при расчете выплаты по ОСАГО:

  • за исключением отдельных ситуаций, водитель лишен права выбора формы возмещения ущерба по ОСАГО. Восстановление автомобиля производится в специальном СТО, отвечающем установленным требованиям, с выплатой стоимости ремонта страховой компанией;
  • степень изношенности должна учитываться только при денежной форме возмещения ущерба, исключая проведение восстановительного ремонта, оплаченного страховщиком.
Расчет выплат по ОСАГО с учетом износа автомобиля

Учёт страховщиком степени износа при расчёте выплат по ОСАГО – основная причина уменьшения размера возмещения, причитающегося пострадавшей в ДТП стороне.

Раньше при выплате денежной компенсации водителю насчитывали сумму, уменьшенную с учетом степени износа поврежденных деталей. Теперь авто направляется на ремонт. Страховщику необходимо полностью возместить стоимость работ с учетом новых запчастей, установленных взамен поврежденных, вне зависимости от их состояния до аварии.

Необходимость учета износа отдельных деталей и агрегатов автотранспортного средства регламентируется:

  1. Статьей 12 Закона «Об обязательном автостраховании» (№40-ФЗ. Последние изменения документа вступили в силу с 1 сентября 2020 года).
  2. Главой 9 Постановления Правительства №263 (утверждение Правил обязательного автострахования).

Так же документами определяются:

  • способы получения компенсации. Автовладелец по своему усмотрению имеет право осуществить ремонт автотранспорта за счет средств страховой компании (причем организация, производящая восстановительный ремонт так же может быть выбрана самостоятельно) или получить денежную сумму, необходимую для ремонта;
  • порядок проведения экспертизы. На первом этапе осмотр автомобиля производится сотрудниками автоинспекции (при оформлении ДТП через ГИБДД) или представителя страховой компании и только после этого транспортное средство направляется на экспертизу;
  • перечень документов, необходимых для получения страховой выплаты и так далее.

Размер износа определяется в соответствии с единой методикой, разработанной и утвержденной Положением Банка России №432-П. Документ был принят и введен в действие осенью 2014 года.

Описанный в документе способ определения размера страховой компенсации является обязательным для применения, как страховыми компаниями, так и сотрудниками, работающими в организациях, специализирующихся на проведение экспертизы автотранспорта.

Рассмотрим список нововведений, которые произошли в сфере гражданской ответственности. Понимание этих нюансов позволит сложить общую картину о страховой выплате с учетом и без учета износа ОСАГО. Итак, основные моменты по новому законодательству:

  1. Договор ОСАГО обязателен не для всех участников дорожного движения. Автогражданку требуют только от тех владельцев, транспортное средство которых двигается со скоростью выше 50 км/ч.
  2. Фактический ремонт вместо денежной суммы на восстановление. Пострадавшая сторона не получает денег на руки. Компенсационные средства переводят на счета службы технического обслуживания, выполнявшей ремонт. Но есть и ряд исключений, в рамках которых лицо может рассчитывать на денежную форму возмещения:
  • сумма ущерба выше 400 000 руб. (максимального порога, предусмотренного договором ОСАГО);
  • за покрытие расходов отвечает международная компания;
  • пострадал не автомобиль, а другое имущество потерпевшего лица;
  • машина не подлежит ремонту и должна быть утилизирована;
  • последствия аварии зафиксированы в европротоколе, без участия полиции.
  1. Возмещение без учета износа. Договором об обязательном страховании предусматривался учет изношенности при начислении компенсации. По новым правилам расчет выплаты по ОСАГО формируется при учете стоимости новых деталей, запчастей. Для подсчета стоимости возмещения можно использовать специальный калькулятор.
  2. Штраф за затягивание сроков по ремонту. Обновленный закон об обязательном страховании устанавливает неустойку для страховой компании, которая затягивает с компенсацией ремонта. Штраф начисляется за каждый день просрочки.
  3. Ограничения по расстоянию к СТО, которое подлежит компенсации. Если ранее без ограничений возмещались расходы на транспортировку битого авто, то сегодня страховая фирма платит только за 50 км перемещения.
  4. Регрессивный иск. Подается он целью взыскания суммы ущерба с лица, с которыми у страховщика заключен договор. То есть непосредственный виновник происшествия будет нести обязательства перед пострадавшей стороной, если:
  • ДТП лицо спровоцировало преднамеренно;
  • водитель не имел прав на управление ТС;
  • имели место отягощающие факторы, такие как алкогольное, токсическое, наркотическое опьянение;
  • по факту виновник самостоятельно занимается организацией ремонта поврежденного транспортного средства;
  • претендент скрылся с места аварии;
  • материалы по ДТП не были поданы страховщику в установленные законом сроки;
  • происшествие произошло в период, не предусмотренный договором ОСАГО, например, у претендента сезонна страховка.
  1. Обновленные лимиты страховых выплат. Изменились и нормативы компенсационных сумм, теперь они составляют:
  • 400 000 руб. – максимальный лимит на восстановление машины, иного вида имущества потерпевшего лица;
  • 500 000 руб. – максимум, что может быть выделен на возмещение вреда, причиненного здоровью, жизни потерпевшего гражданина.
  1. Расширение возможностей при выборе СТО. Претендент вправе лично выбирать оптимальный для себя сервис. Но, есть определенные ограничения:
  • степень отдаления СТО от зоны происшествия не более 50 км (это расстояние транспортировки страховая компенсирует);
  • завершения полного перечня восстановительных работ в месячный срок;
  • гарантия на ремонт для автомобилей, возраст которых менее 2 лет.
  1. Изменение показателей «бонус-малус». Теперь при расчете КБМ не учитывают характеристики авто, имеет значение только поведенческие факторы, стаж водителя.
  2. Ограничение интересов представителей пострадавшей стороны. Так как выплату в денежной форме страховая фирма не производит, то третьи лица не могут получать компенсацию за потерпевшую сторону. Коллекторские фирмы теперь не имеют интереса в выкупе битых авто и перекупке долга страховой.
Еще по теме  Нужно ли распечатывать электронный полис ОСАГО в 2020 году и обязательно ли возить его с собой

Общие положения

В РФ страховка ОСАГО реализуется по принципу обязательности. Автогражданка должна быть у всех участников движения, транспорт которым имеет мощность выше 50 л.с. Наличие этой страховки дает водителю некую гарантию на случай ДТП. Он получает права получить возмещение от страховой компании виновника аварии.

Если до конца первого триместра 2017 года пострадавшим в результате происшествия лицам полагалось денежное возмещение с учетом износа авто, то в мае этого же года вступили в силу новые правила. Они меняют форму возмещения с денежной на натуральную, а также гарантируют выплату ОСАГО без учета износа.

Что касается учета износа по ОСАГО, то теперь восстановление авто нужно производить новыми деталями. Раньше, при выплате компенсации клиенту, страховая компания начисляла возмещение после анализа возраста авто и степени изношенности запчастей и деталей. Это не всегда было оправдано и владелец авто не мог покрыть реальный ущерб.

Методика и формула

Ид = 100 × (1 – 2,72Δдс×Тд Δдп×П), где

  • Ид – показатель износа отдельной детали;
  • Δдс – степень влияния срока службы элемента на его изношенность;
  • Тд – продолжительность работы элемента;
  • Δдп – степень влияния пробега автомобиля на изношенность элемента;
  • П – величина пробега.
Расчет выплат по ОСАГО с учетом износа автомобиля

Для того, чтобы рассчитать износ по ОСАГО, можно воспользоваться онлайн-калькуляторами, которые можно найти на просторах Интернета, или формулой.

Коэффициенты принимаются из табличных приложений в методике. Фактические данные относительно пробега и срока эксплуатации авто и отдельных деталей берутся из технической документации машины и показаний одометра.

Также применяются коэффициенты дополнительной амортизации, с учетом:

  • повышенной коррозии, не свойственной данному элементу;
  • повреждений обшивки, превышающих по размеру десять процентов общей площади элемента;
  • результатов недобросовестно проведенного ремонта;
  • дефектов и повреждений покраски, превышающих десять процентов площади;
  • частичной замены или восстановления материала элемента;
  • дефектов стеклянных изделий с аналогичным допуском по площади повреждения;
  • повреждений пластиковых узлов, не связанных с аварией.

Мнение эксперта

Миронова Анна Сергеевна

Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.

Степень износа рассчитывается отдельно для каждой поврежденной детали. Затем определяется цена элемента. После суммирования стоимости поврежденных узлов, подлежащих замене, определяется общая сумма денежной выплаты.

Еще по теме  Нужно ли платить налог с продажи автомобиля в Изобильном в 2020 году налоговый вычет ФНС куда обращаться сумма инструкция когда можно не платить

Итак, величину износа определенной детали можно рассчитать самостоятельно, воспользовавшись:

  • специальными онлайн программами;
  • формулой.

При использовании онлайн программы потребуются следующие данные:

  • дата выпуска автомобиля (параметр можно узнать из ПТС);
  • дата дорожного происшествия;
  • вид транспортного средства;
  • величина пробега на дату ДТП;
  • высота протектора шин (параметр так же определяется на дату дорожной аварии).

Например, транспортное средство было выпущено 8 апреля 2014 года. ДТП произошло 19 декабря 2020 года. К моменту аварии пробег составляет 53000 км, а высота протектора шин, установленных на транспортном средстве 2 мм.

износ комплектующих деталей автомобиля составляет 25,7%
износ АКБ 50%
износ шин 50%
ΔТ коэффициент, зависящий от срока эксплуатации автотранспорта
Тки непосредственно срок эксплуатации (величина измерения – год)
ΔL коэффициент, который зависит от величины пробега автомобиля
Lки величина пробега (определяется в тысячах километров)
е это основание логарифма. Параметр принимается равным 2,72
Вид транспорта ΔТ ΔL
Легковые автомобили следующих марок:
ВАЗ, ЗАЗ, УАЗ, ГАЗ, ТагАЗ 0,057 0,003
Brilliance, BYD, Chery, Derways, FAW, Geely, Great Wall, Hafei, Haima, Lifan, Luxgen, Xin Kai 0,057 0,0029
Aston Martin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Jaguar,
Maserati, Porsche, Audi, BMW, Mercedes-Benz, Mini, Rover Alfa Romeo, Citroen, Fiat, Ford, Opel, Peugeot, Renault, Saab, SEAT, Skoda, Volkswagen, Volvo
0,042 0,0023
Acura, Buick, Cadillac,
Chevrolet, Chrysler,
Dodge, Hummer, Infiniti, Jeep, Lexus, Lincoln, Mercury, Pontiac
0,045 0,0024
Hyundai, Kia, Ssang Yong, Daewoo 0,052 0,0026
Daihatsu, Honda, Isuzu, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Suzuki, Toyota 0,049 0,0025
Грузовые автотранспортные средства, включая бортовые автомобиль, фургоны, самосвалы, тягачи не зависимо от марки автотранспортного средства 0,077 0,0023
Автобусы 0,113 0,0008
Трамваи и троллейбусы 0,098 0,0008
Прицепы, включая полуприцепы для грузового автотранспорта 0,09
Прицепы для легкового автотранспорта 0,06
Мотоциклы (не зависимо от марки и модели) 0,07
Мотороллеры, скутеры, мопеды 0,09
Специализированная сельскохозяйственная, дорожная, строительная, пожарная техника 0, 15
Велосипеды 0, 04

На сайте автоэкспертизы и оценки «ИНАВЭКС» вы можете воспользоваться удобным сервисом – калькулятором износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), которые подлежат замене при восстановительном ремонте транспортного средства, пострадавшего в результате дорожно – транспортного происшествия, виновных действий третьих лиц либо повреждений автомобиля, полученных при других условиях. Расчет износа автомобиля необходим для определения величины и расчета материального ущерба, нанесенного транспортному средству.

Итоги

Что касается такого нововведения, как компенсация ремонта без учета износа авто – то это действенная мера поддержки, на которую могут рассчитывать потерпевшие от аварии лица. Она дает гарантию возврата полной стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства. И если размера компенсационной страховой выплаты недостаточно для покрытия ремонта, разницу будет платить виновник. Такая мера ответственности, возложенная законом на водителей, должна их дисциплинировать и привить чувство ответственности.

Степень износа влияет на размер выплаты по ОСАГО, но только если речь идет о денежном возмещении ущерба. При выполнении восстановительного ремонта СК обязана полностью оплатить стоимость работ, с учетом установленных новых деталей взамен поврежденных.

Пример

ΔТ*Тки*ΔL*L = 0,057*3*0,003*42 = 0,021546

е в рассчитанной степени = 0,9786844569

1 — 0,9786844569 = 0,0213155431

100*0,0213155431 = 21,3155431

Таким образом, износ деталей составит 21, 32%.

Читательские вопросы

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.

Максимальный износ по ОСАГО

Закон ограничивает степень износа пятьюдесятью процентами. Вне зависимости от фактического значения показателя, полученного в ходе расчета, если он превышает указанную величину, результат округляется до пятидесяти процентов.

Законом «Об ОСАГО» установлен максимальный процент износа, который составляет 50%. Ранее этот параметр был повышен до 80% от стоимости запасной части, что существенно сокращало размер получаемой страховой компенсации.

На какие детали учитывается, на какие нет

Законодательно утвержден перечень элементов, не предполагающих расчет износа. Это конструктивные части, влияющие на безопасность автомобиля и людей. Расчет выплаты по ОСАГО производится без учета износа в обязательном порядке для следующих деталей:

  • подушек безопасности;
  • ремней безопасности, включая составные элементы их крепления;
  • детских креплений;
  • элементов системы тормозов – дисков, шкивов, накладок, деталей пневматической и гидравлической систем;
  • составляющих рулевого управления – наконечника, тяги, рычагов, трубопроводов и пр.;
  • сцепных устройств;
  • системы сцепления.
Еще по теме  Как работает ОСАГО: как происходит возмещение ущерба по полису объясняет Верховный суд

Для остальных комплектующих при определении суммы денежной выплаты определение процента изношенности – обязательное условие.

Расчет выплат по ОСАГО с учетом износа автомобиля

Износ учитывается при определении стоимости всех деталей автотранспортного средства, кроме тех, что прямо влияют на безопасность эксплуатации автомобиля.

Детали без износа по ОСАГО регламентируются приложением 7 к Постановлению Банка России, регулирующим порядок проведения расчета.

К таким деталям относятся:

  • ремни и подушки безопасности, включая детские устройства;
  • элементы пневматической и гидравлической тормозных систем;
  • детали антиблокировочной системы;
  • тормозные диски, колодки, барабаны;
  • индикаторы неисправного состояния тормозных систем;
  • пружины педали тормоза и колодок;
  • суппорты;
  • механизмы рулевого управления;
  • отдельные элементы сцепных устройств.

Выплата

Размер страховой выплаты по автогражданке зависит от расходов на:

  • проведение ремонта, то есть стоимость работ по восстановлению поврежденного в результате ДТП транспортного средства;
  • приобретение материалов, например, для покраски частей кузова;
  • приобретение запасных частей, подлежащих замене.
Кj количество элементов определенного вида, подлежащих замене
m число элементов, требующих замены
СДj стоимость одного элемента
Иj величина износа

Количество элементов определяется на основании результатов независимой экспертизы. Стоимость запасных частей регулируется справочником, разработанным специалистами.

Величина износа определяется по приведенной ранее формуле. Расчет коэффициентов износа при выплате ОСАГО производится специалистами.

Из формулы видно, что размер подсчитанного износа уменьшает сумму страховой выплаты.

Разберем, как влияет размер износа на размер компенсационной выплаты на конкретном примере:

  • при дорожном столкновении поврежден бампер автотранспортного средства, что подтверждено соответствующими документами и результатами проведенной экспертизы;
  • стоимость нового бампера составляет 8 500 рублей;
  • для оплаты работы по замене бампера требуется 4 000 рублей;
  • износ транспортного средства, определенный специалистом составляет 25%.

8500 – 8500/100*25 = 6 375 рублей

Расчет выплат по ОСАГО с учетом износа автомобиля

Размер полученной компенсации составит

6 375 4 000 = 10 375 рублей

Полученная сумма по страховке с учетом естественного износа будет на 2 125 рублей меньше.

На первый взгляд данная сумма не значительна, однако если автотранспортное средство имеет большее количество повреждений и деталей, требующих замены, а сам автомобиль имеет более высокий параметр износа, то не выплаченная сумма может сильно повлиять на возможность восстановления автотранспортного средства.

Что делать, если СК обманывает при оценке

Поскольку расчетом износа занимается представитель страховой компании, заинтересованный в получении прибыли, то параметр износа может быть существенно завышен. Как поступить в такой ситуации и вернуть средства, которые должны быть выплачены по закону?

Автовладелец должен действовать по следующей схеме:

  • проведение повторной экспертизы по определению ущерба автомобиля и оценке стоимости ремонта. Обращаться рекомендуется в независимую компанию, которая никак не связана со страховой организацией. Только в этом случае можно получить действительно реальную оценку;
  • подача искового заявления в судебные органы. На данном этапе главное корректно составить исковое заявление, в котором указать все обстоятельства вынудившие обратиться в суд. Документ целесообразнее составлять совместно с квалифицированным автоюристом, знающим все требуемые нюансы. К исковому заявлению прилагаются все документы, касающиеся:
    • обстоятельств дорожного происшествия, в результате которого был получен ущерб;
    • результатов проведения экспертиз;
    • расчета суммы страхового возмещения;
    • выплаты компенсации.

    Подготовить необходимые документы так же помогает автоюрист;

  • получение судебного решения. Современная судебная практика показывает, что большинство споров по поводу занижения страховой выплаты автогражданки решаются в пользу застрахованного лица, то есть автовладельца. Однако при незначительном занижении страховой компенсации решение может быть принято в и пользу страховой компании.

В настоящее время, по мнению специалистов, методика расчета страховой выплаты по обязательному автострахованию не является совершенной и требует некоторых доработок.

Поэтому важно самостоятельно разобраться каким именно способом происходит расчет страховой компенсации и износа автотранспортного средства.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock detector