Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (495) 980-97-90 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 449-45-96 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 700-99-56 (бесплатно)

Регресс по европротоколу. Что изменилось в ОСАГО с мая 2019 года? За что положен регресс по новому закону?

ОСАГО

Необходимые документы для подачи в страховую компанию

Для начала напомню, что такое регрессное требование. Если виновник ДТП имеет действующий полис ОСАГО, то его страховая компания должна в любом случае возместить причиненный ущерб, то есть отремонтировать поврежденный автомобиль пострадавшего. Однако в случае серьезных нарушений виновником ДТП (например, при управлении автомобилем в состоянии опьянения) страховая компания может потребовать, чтобы водитель возместил ей выплаченную сумму. Это и есть регресс.

Если говорить коротко, то регрессное требование — это право страховой компании потребовать возмещения ущерба от водителя, виновного в ДТП.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:…ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;

Напомню, что данное условие начало действовать с 1 сентября 2014 года. За прошедшие 4 года и 8 месяцев довольно много водителей поплатились за то, что вовремя не подали документы в страховую компанию.

В том числе несколько раз читатели ПДД Мастер обращались с вопросами о том, законно ли страховая требует от них компенсации. Однако требования были законными.

С 1 мая 2019 года закон «Об ОСАГО» изменился и теперь несвоевременная подача документов не будет причиной для того, чтобы взыскать деньги с водителя. Это должно защитить водителей, которые невнимательно относятся к срокам подачи документов.

Европротокол при сдаче в страховую в 2020 году сопровождается документацией, указанной в правилах страхования, действующих в конкретной организации. Стандартный список необходимых документов сопровождается:

  • заявлением на бланке, разработанном в страховой компании, о возмещении убытков в случае аварии;
  • паспортом заявителя или другим равноценным документом;
  • водительскими правами;
  • СТС автомобиля;
  • страховым договором ОСАГО, в который вписан управляющий автомашиной;
  • фотографиями и видеоматериалами, свидетельскими показаниями об обстоятельствах аварии, данными технических средств, упомянутых в ст. 11.1 закона №40-ФЗ.

Это общий перечень необходимой документации, но в отдельных случаях могут потребоваться дополнительные бумаги, согласно правилам, действующим в конкретной страховой компании.

Внимание

Регрессом по ОСАГО называют право страховой компании требовать обратной выплаты со стороны виновника ДТП после того, как ею было выплачено возмещение убытков пострадавшему. Этой правовой нормой могут пользоваться страховщики, чтобы компенсировать понесенный ущерб материального характера.

Однако применение регресса по ОСАГО к виновнику ДТП возможно в четко оговоренных случаях и без превышения суммы возмещения, выплаченных по страховке. Непременное требование к назначению указанной выплаты осуществляется путем подачи прямого искового заявления в судебную инстанцию.

ОСАГО с 1 мая 2019 года

Не следует путать значение терминов «регресс» и «суброгация». Суброгацией называют прямое возмещение ущерба лицом, его нанесшим. Это понятнее представлено на простом примере. Водитель А стал виновником аварии, в результате которой пострадал автомобиль гражданина Б. Убытки были частично возмещены страховой компанией по заключенному договору ОСАГО, но часть суммы водителю Б пришлось взять на себя. Такая выплата – это суброгация, когда долговые обязательства никому не передаются.

В другом случае виновник аварии скрылся с места происшествия. Поэтому страховщик, после выплаты убытков по ОСАГО пострадавшему в ДТП, получил право в судебном порядке требовать компенсации в размерах данной суммы со стороны нарушителя. Здесь идет речь о регрессе – долговые обязательства переходят к страховой компании, поскольку она возместила убытки потерпевшему.

Если виновнику ДТП предъявлен к выплате регресс страховой компанией по ОСАГО, не следует безоговорочно соглашаться с выдвинутыми требованиями. Результат рассмотрения дела в суде может быть различным, в зависимости от представляемых с исковым заявлением материалов и сопутствующих обстоятельств. Не исключено, что судебная инстанция, не сочтя претензии страховщика обоснованными, согласится с выдвигаемыми требованиями.

Разумнее будет воспользоваться квалифицированной юридической помощью. Это позволит грамотно организовать защиту, с учетом всех нюансов отечественного законодательства. Если ответчиком будут представлены аргументированные доказательства неправомерности предъявленных требований, суд отклонит поданный иск.

Внимание

Страховая компания получает право предъявлять регрессное требование по ОСАГО только после того, как потерпевшему выплачена компенсация на восстановление машины после ДТП, а не до указанного факта.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Поэтому, страховщик должен позаботиться о доказательстве следующих фактов:

  • Перечисление страховых выплат пострадавшему – нередко СК требует регресса раньше, чем деньги заплачены по договору ОСАГО, поэтому если ответчик не станет возражать против подобных претензий, долг будет взыскан.
  • Наличие подтверждаемых законодательными нормами оснований для предъявления регрессного требования – согласно перечисленным выше обстоятельствам. Если по результатам ДТП не применимо ни одно из указанных ситуаций регресса по ОСАГО, иск неправомерен.
  • Сумма по регрессному требованию к виновнику ДТП не должна оказаться выше выплаты пострадавшему – это необходимо подтвердить соответствующими документами. Не исключено, что ответчику получится уменьшить размер предъявленной суммы.
  • Срок исковой давности не должен быть пропущен на момент предъявления претензий. Но о данном обстоятельстве ответчику обязательно необходимо заявить в ходе разбирательства, иначе указанный момент не будет учтен.
  • Одно из главных условий – доказанность вины. Пока судом не будет установлено, что водитель стал причиной аварии, страховая компания не вправе предъявлять регрессное требование по ОСАГО.
ВАЖНО

Если хотя бы какое-либо из указанных требований не соблюдается, у ответчика появляются законные основания добиться положительного итога судебных разбирательств. Что особенно важно, учитывая, что судебные издержки придется платить проигравшей стороне.

Снижение суммы выплат

Правомерность требований о выплате регресса страховщиком установлена двумя законодательными актами:

  • ГК РФ – в п. 1 ст. 1081 отмечено, что лицо, возместившее убыток пострадавшему в результате аварии, получает право требовать компенсацию ущерба со стороны нарушителя;
  • Федеральным законом «Об ОСАГО» №40-ФЗ, принятым в апреле 2002 года – в ч. 1 ст. 14 аналогично сказано, применительно к страховщику, с уточнением, что сумма регресса не должна превышать выплаченную сумму потерпевшему, если другое не предусмотрено требованиями законодательства.

Регресс по европротоколу. Что изменилось в ОСАГО с мая 2019 года? За что положен регресс по новому закону?

Поэтому страховая компания вполне обоснованно получает право компенсировать потраченные на выплаты средства по ОСАГО со стороны «организатора» ДТП.

У многих автолюбителей может возникнуть понятный вопрос: для чего необходимо приобретать ОСАГО, если все-равно придется платить страховщику. Но необходимо учесть, что регрессное требование к виновнику ДТП правомочно не во всех случаях, а в детально оговоренных ситуациях.

Различные подпункты ст. 14 №40-ФЗ предусматривают ситуации, когда у страховщика появляется право выдвигать регрессное требование по ОСАГО к виновнику ДТП:

  1. Если вред здоровью или собственности пострадавшего причинен умышленными действиями нарушителя – факт умысла должен быть доказан в судебном порядке.
  2. Произошедшая авария вызвана нетрезвым состоянием лица, по чьей вине случилось ДТП (речь идет о различных формах опьянения) – указанное обстоятельство удостоверяется результатами медицинского освидетельствования, проведенными в соответствующем учреждении.
  3. Нарушитель создал аварийную ситуацию, находясь за рулем, не имея на то законных оснований – он не получил водительских прав или был их лишен по какой-либо причине.
  4. После происшествия нарушитель скрылся в неизвестном направлении, желая избежать ответственности – это должно быть зафиксировано в соответствующем протоколе о ДТП, составленном представителями ГИБДД. В этой ситуации нарушителю особенно сложно отстоять свои права в суде, очень редко такие дела рассматриваются в пользу ответчика.
  5. Если автолюбитель, допустивший аварию, не вписан в число лиц, допущенных к управлению авто, в страховом полисе ОСАГО – не распространяется на разновидности договоров, не ограничивающих количество водителей.
  6. При отсутствии обязательной автостраховки или истечении срока действия договора – если он заключен до определенной даты.
  7. В случае оформления происшествия европротоколом (без участия представителей ГИБДД) – если обе стороны в пятидневный срок (без учета выходных и праздничных дней) не предоставили страховщику протокол о ДТП. Это связано с тем, что если страховая компания виновного, которой придется в итоге выплачивать данные средства, не будет заблаговременно извещена о факте данного случая, она не сможет присутствовать при проведении экспертизы пострадавшего автомобиля, с целью контроля правомерности определения суммы ущерба.
  8. Если в пятнадцатидневный срок (учитываются только будни) виновным приняты меры к утилизации машины, участвовавшей в аварии или авто не предъявлено для проведения независимого экспертного обследования по результатам происшествия.
  9. При просроченном техосмотре на момент ДТП, о чем свидетельствует запись в диагностической карте.

В ситуации с техосмотром может отмечаться наличие косвенной вины представителя организации, выдавшей диагностическую карту, если в данном документе будут содержаться заведомо неверные сведения относительно состояния автомобиля. Однако подобные претензии должны быть доказаны независимой экспертизой – необходимо достоверно подтвердить наличие на момент, непосредственно предшествующий аварии, тех или иных дефектов машины, не отмеченных в диагностической карте по результатам техосмотра.

Если это будет доказано, регрессное требование по ОСАГО может предъявляться к оператору технического осмотра

Многим автолюбителям хочется разобраться, какими основаниями руководствуется страховщик по ОСАГО, определяя размер регресса. СК вправе требовать от виновного в ДТП, кроме непосредственной суммы выплаты потерпевшему, возмещения дополнительных средств, израсходованных на проведение необходимых мероприятий, чтобы определить размер выплаты.

Еще по теме  Расчет стоимости ОСАГО при разных КБМ

Еще один вариант – оспорить предъявленную сумму выплат регресса. Для этого необходимо провести экспертизу представленной к рассмотрению документации. Необходимо убедиться, что размер выплаты, назначенной за возмещение ущерба поврежденного авто, определен правильно.

Величина компенсации должна подтверждаться соответствующим экспертным заключением независимой организации оценщиков. На проведение указанной экспертизы должны приглашаться оба участника ДТП, включая их страховщиков. Очень часто при экспертном обследовании не учитывается фактический износ автомобиля на момент происшествия или принимаются неправомерные калькуляции стоимости выполнения работ.

Внимание

Если перечисленные условия не соблюдаются, суд может признать представленные материалы неправомерными и потребовать проведение дополнительной экспертизы.

С 01.05.2019 года начали действовать часть поправок, которые были внесены в закон об ОСАГО. Остальная часть начнет свое действие в сентябре и в октябре.

 До 01.05.2019 года было обязательным:

  • при ДТП оба участника в случае составления европротокола обязаны были направить извещение в страховые компании на протяжении 5 дней – п.2 ст.11;
  • если это обязательство не выполнялось, то страховщик имел право на регресс, который был равен сумме возмещения пострадавшему – пп. «ж» п.1 ст.14.

С 01.05.2019 года ФЗ № 88 внесен ряд изменений в ФЗ « Об обязательном страховании…», а именно:

  • страховщик теряет право на регресс в случае если ему во время не было предъявлено извещение о составлении европротокола;
  • регресс не предъявляется пешеходу, если во время аварии ему был причинен вред здоровью. Не предъявляется регресс родственникам погибшего пешехода. Т.е. если пострадал пешеход, страховщики не могут потребовать компенсационных выплат водителю, чей транспорт пострадал в аварии. На водителей это не распространяется – если виновником происшествия оказался пешеход, владелец машины по-прежнему может претендовать на компенсацию ущерба. – ст.5 ФЗ № 88.
  • страховые компании могут разделять ответственность по возмещению ущерба. Компенсация пострадавшим может быть выплачена несколькими компаниями, если установлено несколько виновников ДТП. Но, стоит учитывать, что общая сумма страховых выплат не может быть больше чем установлено законом. –ст. 12 ФЗ № 40

С 01.09.2019 года появилась возможность оформления европротокола через госуслуги. Это происходит только в том случае, если во время аварии пострадал только транспорт и водители пришли к единому мнению, а сумма ущерба не превысила установленный лимит. В этом случае полиция не вызывается, а авария оформляется по европротоколу. Для этого достаточно заполнить извещение и передать его страховщику в электронном виде.

С 01.10.2019 года снимается фиксированная норма ущерба для оформления европротокола по разным регионам.  С этой даты оформление документа можно начать при ущербе до 400 тыс. руб. Это будет возможно, если будут созданы нормальные инструменты для водителей, которые обеспечивают возможность передачу данных в РСА.

Количество условий для предъявления регресса уменьшилось всего на один пункт. Все остальные требования к виновному сохранились, а к некоторым прибавились  уточнения:

  • находился за рулем в нетрезвом состоянии;
  • водитель отказался от медицинского освидетельствования – с 29.10.2019;
  • употреблял алкоголь после ДТП – с 29.10.2019;
  • в ДТП принимал участие транспорт с незаконно используемым прицепом – с 29.10.2019
  • покинул место ДТП;
  • вред здоровью нанесен умышленно;
  • отсутствуют права на управления транспортом;
  • нет записи в полисе ОСАГО;
  • ДТП произошло в тот период, когда страховка еще не начала действовать;
  • машина восстановлена в течение 15 дней после ДТП или не предъявлена к осмотру;
  • страхователь умышленно ввел в заблуждение страховую компанию, исказив данные о машине или застрахованных лицах. При этом произошло уменьшение стоимости полиса.

Следует помнить, что оформление европротокола возможно не во всех, а только в четко оговоренных случаях.

Внимание

До недавнего времени требовалось, чтобы оба водителя были согласны с трактовкой обстоятельств происшествия и определении виновного в аварии. Но с вводом в действие Постановления №1414, в 2020 году согласие водителей исключено из перечня обязательных условий, если в машине установлена спутниковая система ГЛОНАСС или у автомобилистов есть специальное мобильное приложение «ДТП.Европротокол», позволяющие установить виновника без присутствия на месте происшествия представителей дорожной полиции.

В случае нанесения убытков автомобилю до 100 тысяч рублей, участники ДТП могут оформить Европротокол с помощью обычного бланка, даже при наличии разногласий, без регистрации аварии в приложении «ДТП.Европротокол». Когда ущерб транспортному средству составляет от 100 тысяч рублей до 400 тысяч рублей, обязательно взаимное согласие о виновности одного из участников ДТП и необходимо прибегнуть к регистрации аварии в мобильном приложении «ДТП.Европротокол».

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Также изменились размеры максимального лимита возмещаемой суммы по европротоколу, об этом пойдет речь ниже.

Регресс по европротоколу. Что изменилось в ОСАГО с мая 2019 года? За что положен регресс по новому закону?

Возможность и обстоятельства оформления европротокола в 2020 году регламентируются следующими нормативными актами:

  • Федеральным законом от 25.04.2002г. №40-ФЗ «Об ОСАГО» (ст. 11.1).
  • Федеральным законом от 21.07.2014г. №223-ФЗ, включающим в предыдущий закон пункт 11.1, допускающий возможность оформления ДТП в 2020 году без участия представителей дорожной полиции.
  • Федеральным законом от 29.12.2017г. №448-ФЗ, корректирующим вышеуказанный норматив в плане порядка условий составления европротокола.
  • Положением №431-П от 19.09.2014г., утвержденным российским Центробанком и определяющим правила ОСАГО.
Дополнительная информация

Также предполагается внесение соответствующих изменений в ПДД, но эти вопросы в настоящее время еще рассматриваются.

Запрет на регрессное требование к пострадавшему пешеходу

5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

Для начала приведу неправильный вариант толкования, которые можно встретить в средствах массовой информации. Если пешеход пострадал в ДТП или погиб, то водитель не может взыскать с него деньги за ремонт автомобиля. Еще раз подчеркиваю, это неправильный вариант.

Правильный вариант заключается в следующем. Если пешеход получил вред жизни или здоровью в ДТП, то страховая компания не может предъявить ему регрессное требование по поводу ремонта автомобиля.

То есть, если после ДТП, в котором виноват пешеход, страховая выплатила водителю деньги на ремонт автомобиля, то она не может взыскать эти деньги с пешехода или его родственников.

Однако данный пункт не запрещает самому водителю, автомобиль которого поврежден, взыскать ущерб с виновника ДТП (с пешехода). Этот вопрос рассмотрен в статье про гражданско-правовую ответственность пешехода.

Пусть произошло ДТП с участием пешехода и автомобиля. Пешеход получил травмы, а автомобиль — повреждения. При этом водитель, как и положено, застрахован по ОСАГО, а у пешехода никакой страховки нет.

В данном случае водитель не может обратиться в свою страховую компанию (прямое возмещение убытков), т.к. для этого не выполняются условия. Если в ДТП пострадали люди, то прямое возмещение невозможно.

Также водитель не может обратиться и в чужую страховую компанию, т.к. у пешехода нет страховки.

Теоретически водитель может отремонтировать автомобиль по КАСКО, однако в рамках данной статьи мы рассматриваем закон «Об ОСАГО». И КАСКО к этому закону не относится.

То есть получается, что при ДТП, в котором виноват пешеход, страховая ничего не возмещает водителю по ОСАГО. А если она ничего не возмещает, то и права регрессного требования к пешеходу у нее быть не может.

Возникает вопрос, для какой теоретической ситуации введен новый пункт 5 в статью 14? Если у Вас есть какие-то варианты, то обязательно напишите их в комментариях к данной статье (ниже).

Процесс и сроки ремонта по европротоколу ОСАГО

Внимание

Согласно п. 10 ст. 12 ФЗ№40, страховщику необходимо в пятидневный срок от даты предоставления европротокола за свой счет организовать проведение экспертного обследования авто, чтобы установить объем и стоимость восстановления машины.

Если условиями полиса ОСАГО не предусмотрено обратного, поврежденные детали и узлы должны заменяться новыми, без применения использованных или восстановленных (п. 15.1 ст. 12 ФЗ№40). Минимальный гарантированный срок на качество работ в 2020 году должен составлять не менее полугода, а для нанесения лакокрасочного покрытия – до двенадцати месяцев.

Регресс по европротоколу. Что изменилось в ОСАГО с мая 2019 года? За что положен регресс по новому закону?

В случае несогласия автовладельца с определенной страховщиком или привлеченной им экспертной организацией суммы ущерба, автомобилист праве обратиться к независимой экспертной фирме для повторного обследования автомобиля.

Страховщику необходимо предложить автовладельцу СТО (станцию технического обслуживания), расположенную на расстоянии не более чем на пятьдесят километров от места аварии, для чего СК должен обладать сетью мастерских, чтобы иметь возможность обеспечить выполнение данного условия. Если это предусматривается договором между сторонами, автолюбитель выбирает исполнителя ремонта самостоятельно.

Возмещение вреда жизни или здоровью несколькими страховыми

91. В случае, если ответственными за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении одного и того же страхового случая, признаны несколько участников дорожно-транспортного происшествия, страховщики солидарно осуществляют страховую выплату потерпевшему в части возмещения указанного вреда в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящей статьи.

В данном случае речь идет о дорожно-транспортном происшествии, виновником которого являются несколько водителей и в котором пострадал человек.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Например, один из водителей нарушил правила перестроения, а второй — вез не пристегнутого пассажира. Причиной травм пассажира стали нарушения каждого из водителей.

Еще по теме  Документы для техосмотра автомобиля в 2020 году

В такой ситуации вред возмещают обе страховые компании. При этом суммарная выплата не может превышать 500 000 рублей. А доля, которую выплачивает каждая из страховых компаний, пропорциональна степени вины каждого из водителей, определенной судом.

Ну а в следующей статье рассмотрены изменения закона «Об ОСАГО», которые действуют с 1 июня 2019 года.

Удачи на дорогах!

Новые правила оформления европротокола в 2020 году

Согласно требованиям ст. 11.1 Федерального закона №40-ФЗ, в 2020 году допускается не вызывать представителей ГИБДД для расследования результатов аварии и оформить европротокол, если соблюдены следующие условия:

  • В ДТП участвовало два автомобиля, а повреждения вызваны непосредственно их столкновением.
  • Авария произошла на территории РФ, поскольку, несмотря на то, что в других странах предусмотрено оформление европротокола, там не действует российский ОСАГО.
  • Оба водителя оформили автостраховку ОСАГО, и срок действия полисов еще не истек.
  • Водители самостоятельно определили между собой виновника ДТП.
  • Пострадали только две указанные машины, травмированные и погибшие отсутствуют, ущерб не нанесен объектам городской инфраструктуры, другим людям или автомобилям и пр.
  • Ущерб авто после ДТП не превышает 400 тысяч рублей.
  • Второй водитель не должен возражать против самостоятельного оформления европротокола, иначе составить документ не получится, поскольку оба участника ДТП заверяют его собственными подписями.
Внимание

В 2020 году определение виновного водителя исключено из перечня обязательных условий оформления европротокола, если в машине установлена спутниковая система ГЛОНАСС или у автомобилистов есть специальное мобильное приложение, позволяющие установить виновника без присутствия на месте происшествия инспекторов ГИБДД.

Регресс по европротоколу. Что изменилось в ОСАГО с мая 2019 года? За что положен регресс по новому закону?

Если хотя бы одно из перечисленных условий не соблюдается (даже частично), вызывать дорожную полицию все-таки придется, иначе автолюбитель не сможет получить возмещение причиненного ущерба по автостраховке.

В случае участия в аварии более двух автомашин, если повреждение автомобиля вызвано ударом в какое-либо препятствие или при наличии пострадавших вызов представителей дорожной полиции обязателен.

Бланк документа утвержден Положением Центробанка №431-П в Приложении 5. Европротокол в 2020 году состоит из двух страниц. Лицевая сторона, начиная с пункта 9 раздваивается, для возможности заполнения документа обоими водителями отдельно.

Вначале оба водителя совместно заполняют первые восемь пунктов бланка европротокола, внося следующую информацию:

  • В первом пункте – указать точный адрес или километр шоссе, где произошла авария.
  • Во втором – отмечается дата происшествия и время, с минутной точностью. Необходимо внимательно подойти к фиксации времени, чтобы не ошибиться, заполняя документ.
  • В третьем – сколько автомобилей было повреждено. Если их более двух, составление европротокола в 2020 году неправомерно.
  • В четвертом – отмечается, что отсутствуют раненые и погибшие, иначе придется вызывать представителей правоохранительных органов.
  • В пятом – проставляется галочка в квадрате относительно проведения медицинского освидетельствования на предмет алкогольного опьянения (в большинстве случаев – нет).
  • В шестом – пострадали ли другие машины и прочее имущество.
  • В седьмом – имеются ли очевидцы, способные подтвердить обстоятельства происшествия, с указанием фамилий, имен, отчеств, их паспортной информации.
  • В восьмом – участвовали ли в расследовании ДТП представители ГИБДД (в данном случае указывается – нет).

Далее каждый водитель отдельно заполняет свою сторону бланка. Не имеет значения, в каком порядке будут обозначены автомобили участников происшествия, это не повлияет на итоговый результат и не более чем условно. В данных пунктах указывается:

  • В девятом – информация об автомобиле, с перечислением марки, модели, номера ВИН, регистрационных сведений.
  • В десятом – паспортные данные владельца, если речь идет об организации – ее полное наименование.
  • В одиннадцатом – сведения о лице, управлявшем автомобилем, включая паспортную информацию, данные из водительского удостоверения (его номер, присвоенную категорию ТС, разрешенных к управлению, дату выдачи).
  • В двенадцатом – информацию об автостраховщике с отметкой номера полиса и даты, по которую действует документ, отдельная отметка – застраховано ли авто от повреждений.
  • В тринадцатом – на схематическом изображении автомобиля или другого ТС отмечается, на какое место пришелся удар при столкновении.
  • В четырнадцатом – перечисляются полученные дефекты и повреждения.
  • В пятнадцатом – графа «Замечания» предусматривает отметку водителя о предполагаемом виновнике аварии.
  • В шестнадцатом – из предлагаемого перечня выбираются соответствующие произошедшему обстоятельства происшествия; если ни одно из них не подходит – имеется графа «Иное».
  • В семнадцатом – схематически изображается ДТП, с указанием всех существенных деталей происшествия. О порядке оформления схемы указано ниже.
  • В восемнадцатом – оба водителя расписываются.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

На втором листе бланка европротокола нумерация пунктов начинается сначала. Порядок заполнения оборота в 2020 году следующий:

  • В первом пункте отмечается, какой букве согласно европротоколу (А или В) соответствует конкретный автомобиль. Порядок распределения не важен, главное – различать участников.
  • Во втором детально излагаются обстоятельства аварии по мнению водителя, заполняющего данный экземпляр бланка.
  • В третьем – отмечается, находился за рулем непосредственно владелец ТС или доверенное лицо.
  • В четвертом – перечисляются другие автомобили, кроме указанных, если они участвовали в ДТП.
  • В пятом – наличие материального ущерба для других объектов с указанием их наименования и принадлежности (при наличии обстоятельств, относящихся к четвертому и пятому пунктам, придется вызывать представителей ГИБДД).
  • В шестом – способно ли авто перемещаться своим ходом. Если требуется буксировка, сообщается о местонахождении поврежденной автомашины.
  • В седьмом – отмечается, различается ли позиция водителей в трактовке пунктов с четырнадцатого по семнадцатый данного документа. Если присутствуют разногласия, их следует перечислить.
  • Далее указывается, когда составлялось извещение, ФИО заполнившего бланк, его личная роспись.
  • Предусмотрена графа для отметки о прилагаемой к извещению документации. Это может быть схема ДТП или данные, полученные с использованием вышеуказанных технических средств, без которых в некоторых случаях европротокол в 2020 году не будет принят к рассмотрению.
Внимание

После того, как европротокол оформлен в двух экземплярах, в него запрещается вносить изменения или дополнения, иначе он будет признан незаконным. Если требуется внести коррективы, они должны подтверждаться обоими участниками, но чтобы исключить возможные проблемы с последующим оформлением страховки рекомендуется заполнить бланки повторно, исключив возможные исправления и коррективы.

Если на оборотной странице бланка недостаточно свободного пространства для отражения всех существенных обстоятельств происшествия, автолюбителю необходимо приложить дополнительный лист, указав его наличие в перечне прилагаемой документации.

Оформление европротокола в 2020 году не составляет особого труда. Необходимо правильно и аккуратно заполнить соответствующие графы, не допустив неточностей и ошибок. Особенное внимание следует обратить на перечень полученных повреждений автомобилем, поскольку впоследствии их будет тяжело оспорить.

Если у водителя отсутствует уверенность в полноте перечисленных дефектов или в том, что в дальнейшем не возникнут неблагоприятные последствия для здоровья, необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для официального расследования происшествия.

При оформлении европротокола в 2020 году необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • для записей должна использоваться шариковая ручка;
  • надписи должны быть различимы, рекомендуется заполнять графы не прописью, а печатными знаками;
  • обе страницы документа должны заполняться каждым водителем, при условии проставления ими подписей на двух экземплярах бланка;
  • в случае внесения исправлений, они подтверждаются подписями обоих водителей.
ВАЖНО

Если в оформленном европротоколе будут допущены неточности и ошибки, страховщик вправе отказать в возмещении ущерба и предъявить к виновному ответное регрессное требование по ОСАГО в размерах суммы, выплаченной пострадавшему.

Как видно из представленного материала, европротокол – неплохое решение, позволяющее максимально упростить процедуру оформления ДТП. Но чтобы избежать неприятных моментов, следует придерживаться установленных правил его составления и учитывать, что в 2020 году данный документ разрешается оформлять не во всех случаях.

Вопрос Ответ
Разрешается ли составление европротокола в 2020 году, если в аварии пострадали более двух автомашин? Нет, не разрешается. Допускается оформление европротокола только если пострадали два авто в результате непосредственного столкновения.
Допускается ли оформление европротокола в 2020 году, при наличии разногласий у участников ДТП в оценке обстоятельств происшествия? Допускается, в случае присутствия свидетельств, выполненных техническими средствами, оговоренными в ст. 11.1 ФЗ №40.
В какой срок извещение о ДТП должно предоставляться в страховую компанию? В пятидневный срок после аварии, исключая выходные и праздничные дни.
Чего следует ожидать в случае не предоставления европротокола в страховую компанию в установленный срок? Отказа в возмещении ущерба, а для виновного в аварии – регрессного требования в размере суммы, выплаченной пострадавшему.
Кто оплачивает экспертизу авто для определения размера ущерба при ДТП? Страховая компания.

Процесс оспаривания европротокола

Согласно ст. 166 ГК РФ, любая из сторон, а также заинтересованные лица вправе оспорить оформленный европротокол, если присутствуют обстоятельства, указывающие на неправомерность его составления. Порядок обжалования в 2020 году следующий:

  • попытаться решить вопрос со страховой компанией добровольно, подготовив претензию;
  • в случае отказа направить исковое заявление в арбитражную судебную инстанцию;
  • приложить к обращению документальные подтверждения;
  • дождаться рассмотрения дела в суде.

Если правота заявителя будет подтверждена, суд примет соответствующее постановление, обязательное к исполнению.

Еще по теме  Акт приема передачи оборудования по форме ОС-14 образец заполнения

Доказательства, предоставленные ходатайствующим, комплектуются следующими документами:

  • ксерокопией неправильно подготовленного европротокола;
  • показаниями очевидцев происшествия;
  • медицинским заключением, если отмечен ущерб для здоровья;
  • фотографиями, видео- или аудиозаписями, подтверждающими правоту заявителя;
  • свидетельствами, указывающими на недостоверность предоставленного полиса ОСАГО или других документов;
  • подтверждением оказываемого давления на составителя европротокола и пр.

Необходимо учесть, что для подачи подобных исков в 2020 году не требуется внесение государственной пошлины.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Виновник ДТП, получивший претензии от страховой компании в виде регресса, вправе различными способами добиваться отмены необходимости указанных выплат. Один из способов – доказать собственную невиновность в происшествии.

Для этого, после предъявления регрессного требования по ОСАГО, автолюбителю необходимо:

  • обратиться с исковым заявлением в судебный орган об отмене необходимости выплаты со ссылкой на пункт нормативного документа, нарушенный страховщиком;
  • приложить к заявлению документацию, составленную по итогам происшествия и бумаги, подтверждающие факт отсутствия вины;
  • в случае необходимости могут быть привлечены свидетели, подтверждающие отсутствие вины водителя, фото и видео материалы.

Факт вины нарушителя подтверждается соответствующим судебным решением. Поэтому необходимо убедиться в наличии соответствующих документов, подтверждающих доказанность вины ответчика. Если вина не доказана, у страховой компании по ОСАГО отсутствуют основания для взыскания регресса.

К сведению

Необходимо учесть, что по результатам судебной практики рассмотрения подобных дел, подавляющее большинство постановлений выносится в пользу страховщиков, поэтому автовладельцу необходимо заблаговременно позаботиться о предоставлении доказательств неправомерности предъявленных требований, чтобы отстоять свои права.

Учитывая изложенное, разумнее будет предупредить возникновение подобной ситуации. Для этого водителю необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • не допускать нарушения правил безопасности, находясь за рулем – это наилучшее решение способа избежать проблем;
  • незамедлительно продлять срок действия договора ОСАГО после его истечения, не допуская управление авто в этом случае, тем более что это грозит административным штрафом в случае проверки сотрудником ГИБДД;
  • своевременно предъявлять автомобиль к проведению техосмотра, поскольку, не имея действующей диагностической карты, не получится приобрести страховой полис;
  • не садиться за руль в нетрезвом виде;
  • в случае заключения ограниченного договора автостраховки, не передавать управление машины и самому не садиться за руль, если водитель не вписан в полис;
  • если произошла авария, дождаться представителей ГИБДД для документального оформления происшествия или составить европротокол (при допустимости подобной бумаги в конкретной ситуации);
  • своевременно уведомить своего страховщика о создавшейся ситуации в установленные сроки;
  • не подвергать автомобиль ремонту после ДТП, чтобы скрыть причины, вызвавшие аварию, если владелец машины стал виновником происшествия.

Придерживаясь перечисленных рекомендаций, автомобилист исключит возможные регрессные требования со стороны страховой компании.

К сведению

Но даже если не получилось отстоять свои права в суде, у ответчика имеется шанс добиться пересмотра принятого решения, подав апелляцию в вышестоящий орган. К апелляционному заявлению должны прилагаться документы, доказывающие неправомерность принятого решения.

Срок исковой давности

ВАЖНО

В 2020 году согласно п. 2 ст. 11.1 Федерального закона №40-ФЗ, водителю, заполнившему извещение (как виновному так и пострадавшему), необходимо в пятидневный срок (исключая праздничные и выходные дни) после даты аварии, указанной в бланке европротокола, передать документ в страховую компанию, иначе СК вправе отказаться возмещать ущерб.

Водителю не допускается в течение последующих пятнадцати дней самостоятельно восстанавливать автомобиль до осмотра его представителями страховщика или назначенными СК специалистами экспертной организации (если это потребуется).

Продолжительность сроков давности регламентируется ст. 966 ГК. Необходимо учесть, что у страховщика имеется не более двух лет, чтобы предъявить претензию о возврате регресса по страховой выплате, если речь идет о погашении материального ущерба. При наличии вреда для жизни и здоровья пострадавших, срок увеличивается до трех лет. Отсчет идет от даты образования долговых обязательств – от момента перечисления средств потерпевшему.

Если после выплаты компенсации страховой компанией прошло время, превышающее по продолжительности указанные сроки, ответчик вправе требовать принятия положительного для себя решения.

Дополнительная информация

Не следует забывать, что ничто не препятствует страховщику подать исковое заявление уже после истечения срока давности. Указанное требование начинает действовать не автоматически, а с момента предъявления одной из сторон судебного разбирательства. Поэтому ответчику в этом случае необходимо заявить в суде о данном обстоятельстве. Если это подтвердится, судом будет принято решение отказать страховой компании в назначении регрессной выплаты к виновнику ДТП.

Заключение

Как видно из представленного материала, не стоит надеяться, что наличие договора ОСАГО защитит автовладельца от всех проблем, связанных с возмещением материального ущерба в случае аварии. Наилучший способ избежать подобных проблем – соблюдать правила безопасности при управлении автомобилем и избегать ситуаций, дающих основание страховщику предъявлять встречные требования по возмещению убытков.

Вопрос Ответ
Что такое регрессное требование страховщика по ОСАГО? Право страховой компании требовать обратного возмещения ущерба виновником ДТП после выплаты компенсации пострадавшему страховой компанией.
Когда может предъявляться регрессное требование по ОСАГО? После факта перечисления компенсации пострадавшему.
Может ли предъявляться регрессное требование автовладельцу, чья вина в ДТП не доказана? Нет, не может.
Какой срок исковой давности по рассмотрению дел о назначении регресса по ОСАГО к виновнику ДТП? По ущербу имущества – два года, если компенсация связана с возмещением вреда для здоровья – три.
В каком размере назначается сумма регресса по ОСАГО? В сумму регресса включается страховая выплата пострадавшему и сопутствующие расходы страховщика для определения ее размеров и ведения дела.

Оформление схемы ДТП

ВАЖНО

В пункте семнадцать европротокола необходимо изобразить схему происшествия. Если предназначенного для этого места на общем бланке окажется недостаточно, схема может выполняться отдельно, с соответствующей отметкой о наличии приложений к извещению в конце второй страницы.

Схема на европротоколе представляет собой графическое изображение ДТП, пошаговая инструкция ее выполнения в 2020 году следующая:

  1. отмечается наименование документа, дата и время его составления;
  2. рисуется план местности, с отметкой расположенных рядом объектов и особенностей инфраструктуры, других деталей;
  3. обозначается, как называются улицы или километр шоссе, где произошла авария;
  4. изображаются линии дорожной разметки, знаки, регулировочные средства (светофоры) и прочие особенности, регламентирующие порядок движения на данном участке;
  5. указывается расположение автомобилей после столкновения с обозначением каждого ТС соответствующей буквой алфавита, использующейся при составлении бланка извещения;
  6. отмечается, как перемещались машины до аварии;
  7. место столкновения обозначается крестиком;
  8. фиксируются прочие обстоятельства, играющие роль в полном описании обстоятельств происшествия.

Внизу схемы необходимо привести расшифровку условных обозначений, использовавшихся при составлении схемы, записываются фамилии и инициалы водителей, участвовавших в ДТП. Водители расписываются, внося фразу с формулировкой о согласии с составленным планом. Если имеются очевидцы, они также должны подписать указанную схему с указанием основных своих данных.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Примерный образец подобной схемы.

Что осталось без изменений

Обе стороны, как пострадавший, так и потерпевший обязаны оповестить страховую компанию о наступившем страховом случае. Потерпевшая сторона вместе с извещением направляет дополнительно заявление о возмещении страховки по ОСАГО.

Регресс по европротоколу. Что изменилось в ОСАГО с мая 2019 года? За что положен регресс по новому закону?

Согласно пп. «з» п. 1 ст. 14 ФЗ № 40, если виновник ДТП не предоставил по первому требованию автомобиль или он был восстановлен раньше срока, то водителю предъявляется регресс.

Что делать после оформления европротокола?

После того, как европротокол оформлен, в 2020 году он передается участником происшествия в страховую компанию для начисления компенсации по ущербу. В этой ситуации не играет роли, виноват или нет водитель в аварии. Это будет иметь значение в определении порядка взыскания средств страховщиком в рамках действующего ОСАГО.

Если убытки возмещаются по КАСКО, не важно, виноват ли водитель в ДТП.

Внимание

При вручении извещения (вместе с другим пакетом документов) необходимо побеспокоиться, чтобы сотрудник страховщика, принимающий корреспонденцию, сообщил участнику аварии входящий номер документации, реквизиты заведенного дела, свою фамилию, инициалы и должность, зафиксировал, когда поступили бумаги на возмещение по ОСАГО.

Имеется вариант с отправкой документации почтовым письмом с обратным уведомлением, но личная доставка предпочтительнее, поскольку позволяет исключить различные неприятные случайности.

Необходимо учесть, что автолюбителю будет сложно предъявить дополнительные требования по происшествию после того, как бумаги с описанием будут сданы. Но это не относится к ущербу для здоровья. Если такие обстоятельства присутствуют, и на момент оформления европротокола его составителю не было о них известно, в 2020 году допускается повторное обращение с указанием этих моментов.

Что будет, если не сдал европротокол?

Внимание

В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона №40-ФЗ, страховая компания вправе предъявить ответное требование о возмещении ущерба, выплаченного по договору ОСАГО пострадавшему, со стороны виновного в ДТП, если им не предоставлен европротокол о происшествии в течение пяти суток, без учета выходных или праздничных дней.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Поэтому, кроме отсутствия возможности получить причитающиеся средства по автостраховке, если автолюбитель не сдаст в страховую в установленный срок свой экземпляр европротокола, ему следует быть готовым к предъявлению со стороны страховщика регрессных требований по ОСАГО.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock detector