Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (495) 980-97-90 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 449-45-96 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 700-99-56 (бесплатно)

ЦБ начинает либерализацию тарифов ОСАГО. Что думают об этом эксперты?.

ОСАГО

«Либерализация тарифов ОСАГО — это данность, которая ждет нас в любом случае»

–  Мы видим, что органы власти нацелены на вектор поэтапной либерализации ОСАГО. Мы выступаем за полное освобождение тарифа, в несколько приёмов надо расширить тарифный коридор. Первый шаг, который будет сделан в этом направлении –  страховщикам дадут возможность устанавливать некоторые коэффициенты.

–  Хотим мы этого или нет, но либерализация тарифов ОСАГО — это данность, которая ждет нас в любом случае. По этому пути уже прошли многие страны, в которых система заработала раньше, чем у нас. Как показывает опыт той же Германии, это привело в целом к снижению тарифов на полисы, особенно для законопослушных водителей.

За морем телушка

Для начала — немного истории. Хотя в странах Европы система ОСАГО работает уже около 80 лет, свой этап либерализации они прошли относительно недавно, в конце 90-х годов прошлого века.  В результате власти перестали регулировать размер тарифов, все отдано на откуп рынку. И тамошняя «автогражданка», которая поначалу была привязана к автомобилям (как у нас сейчас), сегодня рассчитывается индивидуально, исходя из данных владельца авто.

Причем на первом этапе средняя стоимость полиса выросла примерно на 15–20%, а затем пошла вниз, и сегодня она во многом доступнее дореформенной. Хотя полис дешевым не назовешь: в ФРГ, например, хозяин машины среднего класса, не имевший в течение трех лет аварий и серьезных нарушений правил (это легко установить по количеству штрафных баллов), заплатит порядка 1,3 тыс. евро в год.

Еще по теме  Сколько стоит вписать в страховку ОСАГО ещё одного водителя в 2019 году: калькулятор расчета, цена внесения человека без стажа

«Настало время менять сложившуюся порочную систему»

– Тарифы на ОСАГО не пересматривали с 2015 года. За это время многое изменилось, пора менять и тарифы. Было бы неправильно просто повысить их. Этот путь нас никуда бы не привел. В таком случае рано или поздно пришлось бы повышать их снова, кризис отрасли никуда в результате не делся бы, а доля недовольных выросла бы.

Поспешать медленно

Сейчас тариф ОСАГО жестко регулируется Центробанком России в интервале от 2746 до 4942 рублей (для легковых машин, принадлежащих гражданам). Например, в столице большинство компаний опеределили ставку на уровне 4,1 тыс. рублей. Но это еще не цена полиса: чтобы ее рассчитать, надо ставку умножить на коэффициенты (возраст/стаж, бонус-малус, региональный, мощности).

Каждый из них позволяет увеличить (или уменьшить) общую сумму в 1,1–2 раза. Но больше всего влияют на общий итог коэффициент аварийности бонус-малус, который может увеличить цену полиса почти в 2,5 раза (а может и уменьшить в 2 раза), а также территориальный. В зависимости от региона «прописки» автомобиля можно заплатить и на 40% меньше, и вдвое больше.

А судьи кто?

И все-таки за красивыми словами о «либерализации», как подозревают многие противники реформы, на деле стоит банальное желание повысить цену полиса. Тем более никто до конца так и не объяснил, как будет высчитываться тот самый «индивидуальный коэффициент водителя». Сначала говорили, что он будет зависеть от количества серьезных нарушений ПДД в течение года.

ЦБ начинает либерализацию тарифов ОСАГО. Что думают об этом эксперты?.

Но какие именно считать «серьезными»? Видимо, в их число войдут превышение скорости более чем на 40 км/ч, выезд на полосу встречного движения, проезд на красный свет и т.д. Но список окончательно не определен. Кроме того, при слушаниях в комитете Госдумы решили, что «в зачет» будут принимать только нарушения, зафиксированные полицейскими (камеры могут заснять автомобиль, когда за рулем находился вовсе не собственник). Так что с этим коэффициентом пока ничего не ясно.

Еще по теме  Водитель как ИП в Яндекс Такси условия и налоги

«Необходимо стремиться к тому, чтобы делать тарифы и в целом рынок автострахования более справедливым»

–  Есть объективная составляющая – ценовой рост и рост курса. Среднегодовой курс рубля снизился с момента последнего изменения тарифов в 15 году более чем на 10%. Аналогично, накопленная инфляция за 3 года превысила 20%. Пора не просто повышать тарифы, а делать шаги в сторону европейской модели, предусматривающей свободу страховщиков в его выборе.

Отрасль и технически, и профессионально готова к постепенному переходу на индивидуальный тариф. Попросту речь идет о том, что тот, кто ездит «плохо», должен платить больше, чем сейчас. А дисциплинированный водитель – меньше.

Для этого страховщики получат больше свободы в установлении страхового тарифа. А со временем понятие тарифа исчезнет вовсе.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

–  На мой взгляд, расширение тарифного коридора и изменение расчета одного из принципиальных коэффициентов является вполне нормальным явлением. Учитывая сохраняющуюся сегодня довольно сложную ситуацию на рынке (высокую убыточность ОСАГО на фоне опережающего роста выплат), а также тот факт, что тарифы в целом по-прежнему остаются довольно низкими, делать это пришлось бы в любом случае.

При этом, несмотря на то, что, по моему мнению, повышение тарифов могло бы быть шагом в правильном направлении, в конечном счете он стал бы тупиковым. Само по себе повышение означает, что всех опять «стригут под одну гребёнку». Между тем, необходимо   стремиться к тому, чтобы делать тарифы и в целом рынок автострахования более справедливым.

«Водителям, которые не нарушают ПДД и не попадают в аварии, бояться повышения стоимости полиса не стоит»

–  Изменения в тарифной политике ОСАГО давно ожидаемы. Напомню, что с самого начала работы обязательного страхования (2003г.) тарифы менялись лишь пару раз. При этом стоит понимать, что выплаты по ОСАГО выросли в разы. Были увеличены лимиты выплат по имущественному ущербу и вреду здоровью. Кроме того, сегодня страховая отрасль испытывает серьезные проблемы, связанные с деятельностью так называемых «криминальных автоюристов» и страховых мошенников.

Еще по теме  Рекомендация с места работы: образец

Предлагаемый переход на натуральное возмещение (когда пострадавшие вместо денег получают направление на ремонт) не дал ожидаемого результата. Из системы натурального возмещения был исключен ряд автовладельцев. Это привело к двойной нагрузке на страховые компании. Помимо оплаты ремонта (без износа, новые машины на станциях официальных дилеров), страховые компании во многих регионах продолжают выплачивать значительные суммы не страховых выплат, связанных с деятельностью «криминальных автоюристов».

Поэтому логично, что страховые компании должны иметь возможность корректировать свои тарифы. Пока речь идёт о расширении границы тарифного коридора и изменении коэффициента возраст-стаж. А в дальнейшем нас ждет полная либерализации тарифов. При этом тем водителям, которые не нарушают ПДД и не попадают в аварии, бояться повышения стоимости полиса не стоит. Как показывает европейский опыт, для такой категории автовладельцев стоимость страховки только уменьшится.

«Отрасль уже «выросла из коротких штанишек» и готова к изменениям»

–  Нет ничего удивительного в том, что ЦБ спустя три года пересматривает тарифы на рынке ОСАГО. Для этого имеются объективные предпосылки: цены за три года перевалили за 20% (накопленным итогом); заметно активизировались мошенники-автоюристы; переход к натуральной форме возмещения оказался для отрасли достаточно обременительным… Важно, что пересмотр тарифов не должен ограничился простой компенсацией возросших затрат страховщиков.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Уже этим летом будут сделаны первые шаги на пути к либерализации рынка ОСАГО – шаги не к неконтролируемому росту стоимости полиса, а к индивидуализации тарифа, когда страховщик сможет им более гибко управлять, устанавливая его на более высоком уровне для нарушителей и нерадивых автовладельцев, и на более низком – для аккуратных и законопослушных. Отрасль уже «выросла из коротких штанишек» и готова к этому.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock detector