Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Является ли нарушением завершение обгона по сплошной?

ДТП

Можно ли завершать обгон через сплошную?

Завершение обгона через сплошную линию, на первый взгляд, ситуация спорная. Фактически, водитель начинает движение на прерывистой, что прямо разрешено, однако, завершает его уже через сплошную линию, что является нарушением законодательства. Учитывая, что заканчивать манёвр придётся всё равно через сплошную, действие можно расценить именно как нарушение действующего законодательства.

Разметка 1.1. (сплошная линия) не может пересекаться транспортом ни при каких обстоятельствах, за исключением экстренных случаев, когда манёвр необходим для того, чтобы избежать ДТП. Даже если манёвр начинается на прерывистой (1.5-1.7, 1.10), завершать его на разметке 1.1. нельзя. Водитель должен рассчитывать свои действия так, чтобы не допустить нарушения.

Каждый тип разметки имеет своё обозначение в ПДД. В зависимости от нанесённого на дорогу обозначения, допускаются определённые манёвры.

1.1. Сплошная линия.

Разметка 1.5

Является ли нарушением завершение обгона по сплошной?

Разметка 1.6

Разметка 1.7

Разметка 1.10

Прерывистая разметка также отличается. В первую очередь, нужно обратить внимание на длину полос. Так, на 1.5 они самые короткие, на 1.6 уже длиннее. Длина нужна, чтобы сориентироваться, как скоро начнётся сплошная линия.

Жёлтая разметка (например, 1.10) используется, как временное обозначение. Если на дороге имеется именно она, то ориентироваться нужно по жёлтому цвету, а не белому.

Все передвижения по проезжей части регулируются посредством Правил Дорожного Движения. Так, правила обгона и опережения определены в параграфе 11. Данный раздел указывает, что перед началом маневрирования водитель должен убедиться в безопасности своего действия.

Параграф 9 ПДД определяет расположение транспорта на проезжей части. В пункте 9.1 установлено, что запрещается выезд на встречную полосу, если они разделены разметкой 1.1, 1.3 или 1.11. Соответственно, при наличии таких обозначений, обгон и вовсе не может быть начат.

Санкция за подобные нарушения определяется на основании статьи 12.15 КоАП РФ, которая предполагает наказание за нарушение правил расположения машины на проезжей части.

Статья 12.15  КоАП определяет санкции за нарушение расположения машины на проезжей части. Однако, конкретное наказание будет зависеть от обстоятельств дела. Ситуации могут быть следующими:

  1. Выезд был осуществлён через прерывистую линию, то есть, когда это допускается действующим законодательством. Возвращение на исходную полосу стало невозможно из-за внезапно появившегося препятствия, которое не могло быть замечено ранее. Применяется часть 3 статьи, санкция – штраф от тысячи до полутора тысяч рублей.
  2. Какое-либо препятствие отсутствует, то есть, пересечение сплошной разметки при обгоне – полностью вина водителя. В таком случае применяется более строгое наказание, соответствующее части 4 статьи 12.15, а именно – штраф в пять тысяч рублей или лишение прав от четырёх месяцев до полугода.

На практике возникает множество трудностей, связанных с идентификацией завершения обгона через сплошную линию сотрудниками ГИБДД. Чаще всего они даже не пытаются разобраться, имеется ли вина нарушителя в невозможности вернуться на свою полосу, поэтому сразу применяют пункт 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Несомненно, это неправильно, поэтому такие действия могут быть оспорены в судебном порядке.

Штрафная санкция применяется к нарушителю ПДД в следующем порядке:

  1. Водитель совершает правонарушение, выполняя запрещённый ПДД манёвр в виде завершения обгона по сплошной линии.
  2. Нарушение фиксируется сотрудником ГИБДД.
  3. Транспортное средство водителя останавливается сотрудником ГИБДД.
  4. Сотрудник выписывает протокол о совершении административного нарушения и вручает его лицу.
  5. Водитель подписывает протокол. Если он не согласен с нарушением, то указывает данный момент при подписании.
  6. В ГИБДД формируется дело и передаётся для рассмотрения в суд.
  7. Суд вызывает нарушителя в судебное заседание.
  8. В заседании рассматривается процесс, стороны предоставляют доказательства своих позиций и выражают мнения на счёт вынесения нарушения.
  9. Суд выносит решение о применении санкции за завершение обгона по сплошной линии.

Внимание! Окончательное решение выносит только суд! Сотрудник ГИБДД не вправе применять санкцию, так как одно из возможных наказаний – лишение права управления транспортными средствами.

Если водитель согласен с нарушением, он может выразить данный факт в заседании. При этом он вправе просить о применении более мягкого наказания, то есть денежного штрафа, а не лишения прав. Если иных проступков со стороны водителя нет, а он свою вину признаёт, то суд, с большей долей вероятности, пойдёт навстречу и применит именно финансовое наказание.

Если штраф за завершение обгона по сплошной линии фиксируется в помощью камеры видеофиксации, судебное заседание не назначается. Лицо получит постановление по почте, но может попытаться обжаловать его в судебном порядке. Для отмены протокола потребуются существенные доказательства.

В момент вынесения протокола, водитель, который не согласен с данный фактором, может выразить своё несогласие при подписании документа. Для этого на бумаге есть свободное место, на котором, перед подписью, нужно указать «с протоколом не согласен».

Игнорировать подписание не стоит, это не приведёт к положительным последствиям, скорее наоборот. В случае отказа, протокол будет подписан при понятых, которые подтвердят факт уведомления нарушителя. После этого документ будет направлен водителю почтой.

При несогласии с нарушением, следует подготовить доказательства своей позиции. Стоит помнить, что сотрудник ГИБДД обязан показать запись нарушителю (ст.25.1 ч.1 и 28.1 ч.4) и в суде она должна быть просмотрена сторонами. В качестве собственных доказательств можно представить запись видеорегистратора, а также с иных камер, например, рядом располагающихся магазинов. Не возбраняется вызов свидетелей, но видеозаписи будут более весомыми.

Водитель также может попытаться смягчить наказание, переведя его из части 4 в часть 3 статьи 12.15 КоАП РФ. Сделать это можно, доказав, что манёвр начинался на прерывистой линии и не был закончен вовремя, так как водителю помешало препятствие, которое не могло быть замечено ранее. Сделать это можно также с помощью записей и свидетелей.

Еще по теме  Какие документы нужно оформлять после смерти родственника

При остановке водителя сотрудником ГИБДД и вынесении протокола о завершении обгона через сплошную линию, водитель пользуется стандартными правами, указанными в Приказе МВД России от 23.08.2017 года №664, а также в некоторых иных актах:

  • Не покидать транспортное средство (пункт 89).
  • Узнать причину остановки (пункты 84, 89, 91).
  • Объяснить действия сотрудников ГИБДД и не давать собственных показаний (пункты 51 м 132).
  • Снимать сотрудника ГИБДД на камеру. Данный момент зафиксирован в ином правовом акте, а именно – в законе «О полиции», статье 8.
  • узнать телефон дежурной части (пункты 45 и 52 Приказа МВД);
  • изучить протокол и постановление, а также получить копии документов (пункты 134, 151, 168, 211);
  • не подписывать протокол, а также указывать в нём свои разногласия (статьи 28.1.1. и 28.2 КоАП РФ);
  • не отдавать водительское удостоверение до судебного решения (пункт 221).

Чаще всего водители обращают внимание на право выражать свои разногласия при подписании протокола о назначении штрафа за завершение обгона по сплошной линии. Данный момент может быть полезен, так как пойдёт на пользу при рассмотрении дела в суде. Если сразу выразить согласие, придётся доказывать в суде, что это было произведено под влиянием обмана или в стрессовой ситуации.

Некоторые административные штрафы могут быть оплачены с пятидесятипроцентной скидкой. Об этом говорит часть 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ. Эта же норма устанавливает перечень нарушений, которые не могут быть оплачены меньше установленного протоколом размера.

Среди исключений числится пункт 5 статьи 12.5 КоАП РФ, предусматривающий санкцию за повторное нарушение. Пункты 3 и 4 в норме не указываются, соответственно, штраф за завершение обгона через сплошную линию разметки, совершенное первично, может быть оплачен с пятидесятипроцентной скидкой.

Логично предположить, что уменьшение стоимости применяется только в том случае, если суд использует именно штраф. Срок лишения прав за завершение обгона через сплошную не может быть изменён иначе, чем на основании отдельного судебного акта.

Избежать штрафа за пресечение сплошной при завершении обгона можно, доказав собственную невиновность. Если сотрудник ГИБДД указывает на нарушение, нужно поинтересоваться, имеется ли видеозапись нарушения. Он обязан её предоставлять (ст.25.1 ч.1 и 28.1 ч.4) и при её отсутствии велика вероятность того, что водитель будет отпущен из-за отсутствия доказательств.

Есть возможность не избежать наказания, но снизить его, доказав, что возврат на свою полосу не был осуществлён ранее из-за действий третьих лиц или непредвиденных препятствий. Доказать это можно в суде, ходатайствовав о переквалификации деяния на пункт 3 статьи 12.15 КоАП РФ.

Сплошная линия разметки – это специальная линия, которая, условно говоря, ограничивает возможность выезда водителей на встречную полосу с целью обгона. Им запрещается пересекать ее до появления прерывистой линии, на которой допускается обгон, поворот или разворот – все зависит от дорожной ситуации и наличия других знаков.

Смысл сплошной линии заключается в предотвращении ДТП. Обычно она наносится на аварийноопасных участках с ограниченной видимостью, множеством выездов со второстепенной дороги и в других местах, где потенциально может произойти авария, если автомобиль окажется на встречной полосе.

Каковы условия завершения обгона?

Еще до начала обгона водитель обязан удостовериться, что успеет завершить его до начала сплошной линии или места, где установлен знак, запрещающий данный маневр.

Решив обогнать медленно едущую машину, важно соблюсти несколько правил:

  1. Удостовериться, что автомобиль удастся вернуть в свою полосу до начала сплошной линии или запрещающего знака. Для этого нужно учесть количество транспортных средств, которые придется обгонять. Если заранее понятно, что вы не успеете обогнать без нарушений, лучше дождаться наиболее благоприятного момента и ехать со скоростью потока.
  2. Вернуться в свою полосу, если штрихи прерывистой линии постепенно увеличиваются по длине: это означает, что скоро она станет сплошной. Вы обязаны занять соответствующую полосу до ее начала. Если другие машины вас в нарушение ПДД не впускают и на встречке нет других автомобилей, лучше слегка притормозить и дождаться, когда между транспортными средствами будет достаточный разрыв, чтобы вернуться на прежнее место.
  3. Обращать внимание на знаки. Обычно табличка, запрещающая обгон, комбинируется со сплошной линией, но, если на дороге прерывистая разметка и в то же время стоит знак запрета, ориентироваться следует на него.

Обгон закончил на сплошной, начав на прерывистой – лишают прав

Является ли нарушением завершение обгона по сплошной?

В ПДД установлены точные определения и условия. Например, в них указано, что пересекать сплошную линию запрещается. Также установлено требование, чтобы автомобиль находился справа от указанных линий. Последнее условие установлено недавно, и действует в 2020 году.

Что делать, если вас хотят наказать лишением прав или оштрафовать, если обгон завершен по сплошной линии? А начинали вы его, еще находясь на прерывистой линии, и ничего не нарушали. Можно ли по Правилам таким образом пересекать сплошную линию на дороге, как избежать штрафа и изъятия прав?

Такая ситуация на дорогах возникает часто. Вы движетесь на автомобиле по двухполосной дороге. Одна полоса предназначена для попутного движения, другая – для встречного. Вы начинаете обгон, пересекая прерывистую линию. Но неожиданно возникает сплошная разметка, и вернуться на свою полосу можно только, проехав по ней.

  • Таким образом выглядит описанная ситуация:
  • Здесь показано два вида разметки проезжей части:
  • 1.1 – сплошная одинарная (указывается на двухполосных дорогах).
  • 1.3 – сплошная двойная (согласно ПДД, наносится на дорогах с четырьмя и более полосами). Правила обгона не отличаются от разметки 1.1.
Еще по теме  Легкий вред здоровью при ДТП ответственность водителя

Отвечая на вопрос, можно ли закончить обгон по сплошной, если вначале была прерывистая разметка, Правила отвечают отрицательно.

Причиной этого является условие действия разметки 1.1 и 1.3, которые категорически запрещают их переезжать на автомобиле. Кроме этого, в ПДД пункте 9.1.1 указано, что запрещено находиться по левую сторону от сплошных линий. Исключением является только сплошная линия, которая отделяет парковку или обочину. Трамвайные линии, разделяющие две противоположные полосы, также нельзя пересекать.

Другой случай – более хитрое движение на дороге водителей, которые любят обгонять. Начало маневра было по прерывистой разметке, и закончено опережение также по прерывистой. Хотя двигался водитель по встречной полосе возле сплошной линии.

В ПДД два года назад введен в действие пункт 9.1.1, который совпадает с решениями Верховного суда. Он указывал, что автомобиль не должен находиться по левую сторону от сплошной.

Они изымали права у водителей или штрафовали на крупную сумму, если это требование нарушалось. Другими словами, ПДД пункт 9.1.

1 недвусмысленно говорит нам, что запрещено ехать по встречной полосе, если справа находится разметка 1.1 или 1.3.

«Штраф за пересечение сплошной линии»

Другая ситуация: разметка выполнена в виде прерывистой линии, но установлен знак, запрещающий обгон. Вы, как законопослушный водитель, стали обгонять другую машину до установки знака 3.20. Но завершить обгон времени не хватило, или не заметили знак, например, при опережении автофургона.

В этом случае ПДД также запрещают это делать. Маневр должен быть завершен путем возврата на свою полосу. Как видно из рисунка, до знака возврата не было.

Это означает, что ваш автомобиль оказался на встречном движении, нарушая Правила. За это вас могут оштрафовать.

Является ли нарушением завершение обгона по сплошной?

Ниже мы рассмотрим ответственность за такие нарушения, и как не допустить лишения прав за обгон в запрещенном месте, который совершен через сплошную разметку.

Статья КоАП, позволяющая наложить штраф за обгон по сплошной, 12.15. За это грозит строгое наказание за нарушения Правил на дороге, которое предусматривает штраф 5000 рублей. Но еще строже будет лишение прав, оно установлено частью 4 статьи. Срок изъятия прав составляет 4-6 мес.

Другие меры за данное нарушение применяться не могут:

  1. На штрафную стоянку отправить ваш автомобиль не могут, согласно статьи КоАП 27.13.
  2. Запретить эксплуатировать авто и снять госномера также не имеют право.
  3. Конфискации имущества или ареста не предусмотрено.

Лишение прав или штрафная санкция используются в виде вариантов: одно из двух наказаний. Первое считается более строгой мерой и используется в том случае, если есть одно из условий:

  1. Неоплаченные штрафы за обгон.
  2. ДТП из-за совершения обгона.
  3. Маневр совершен при алкогольном опьянении.

При наличии смягчающих обстоятельств вместо лишения выписывают штраф:

  • признание вины в нарушении;
  • наличие малолетних детей, беременность;
  • несовершеннолетний возраст;
  • другие обстоятельства.

Кто может выбирать вид наказания? Дело о нарушении вначале приходит начальнику ГИБДД, где совершен запрещенный обгон. Инспектор не имеет права составлять постановление на дороге, он может только оформить протокол, открыв административное дело.

Затем вас вызовут в отделение, где нужно подробно изложить обстоятельства нарушения и свое мнение. В ГИБДД можно не приходить, но тогда вы рискуете лишиться своих прав.

Сотрудники ГИБДД, и даже начальник, не могут изъять права в качестве наказания. Такое решение может принять только судья. Поэтому сотрудник, рассматривающий дело, собирает все документы, доказательства и отправляет их в суд.

После этого судья принимает решение о лишении или наложении штрафа.

Повторность

Есть у такого обгона по сплошной разметке рецидив. Он заключается в том, что если вы повторно попались за один год с таким же нарушением, то права заберут сроком на 1 год. Если запрещенный обгон был обнаружен камерой автоматической фиксации, то налагается штраф 5 тысяч рублей.

Как отсчитывать срок 1 год? Начало его будет от даты исполнения наказания за первое нарушение. То есть, когда водителю были возвращены права, или оплачен штраф.

«Сроки и штрафы за повторные нарушения ПДД»

Если у вас хотят изъять водительское удостоверение, либо оштрафовать, воспользуйтесь некоторыми нюансами, которые помогут избежать ответственности. Однако к ним нужно подходить осторожно.

Разметка 1.16

Это линия, изображенная на дорожном полотне, в виде длинных штрихов с небольшими промежутками. Рассмотрим, насколько правильно наносится такая разметка перед сплошными линиями (одинарной или двойной). Она предназначена предупреждать водителей о скором начале сплошной линии, и что обгон будет запрещен.

Согласно ГОСТ Р 52289-2004 пункта 6.2.8, прерывистая разметка должна иметь длину свыше 50 метров.

Является ли нарушением завершение обгона по сплошной?

При выявлении более короткой линии, этот факт можно использовать для доказательства причин и связи того, что вы не успели завершить маневр обгона до начала сплошной.

Поэтому привлечение вас к ответственности будет нарушением закона. Можно утверждать, что вина не ваша, а дорожной службы, которая не соблюдала правила нанесения разметки.

Измерять параметры линий на дороге можно после вынесения постановления: во время рассмотрения дела или его обжалования. Для этого нужно собрать доказательства. Можно предъявить видеозапись, на которой видно ваше расположение на местности, название улицы, номер дома.

Если у вас хотят забрать права за запрещенный вид обгона по сплошной линии, можно переквалифицировать меру наказания на штраф. Это было рассмотрено подробно выше.

В таком случае избежать лишения прав будет трудно, но все-таки попробовать можно. При этом доказательством является обычный протокол инспектора. А судьи доверяют глазам сотрудника ГИБДД больше, чем простому водителю.

Поэтому, если инспектор в суде скажет, что видел, как автомобиль закончил обгон на сплошной разметке, то суд наверняка ему поверит. А без видеозаписи доказать что-либо будет трудно. Но практика судов постепенно склоняется к водителям. Этому способствовал Верховный суд. Он считает, что для наказания водителя мало иметь один протокол.

Еще по теме  Как получить постановление суда на руки

Сотрудник сказал, что у него имеется видеозапись запрещенного обгона, но не показывает водителю. По закону инспектор не обязан показывать видеозапись нарушения. Но его отсутствие повлияет на результат решения суда или начальника ГИБДД.

Это сыграет важную роль в вашу сторону. В такой ситуации выписать вам штраф, а тем более, лишить прав будет трудно. Вашей вины нет в том, что линия запачкана грязью или засыпана снегом. Но собрать подтверждения нужно заблаговременно. Видеосъемку нужно провести таким образом, чтобы время и дата определялись.

Судебная практика

  • В Ставропольском крае водитель стал обжаловать лишение прав за обгон на сплошной, начатый на прерывистой. Он предъявлял доказательства, что не важно, где закончен обгон, главное, что его начало было в разрешенном месте. Суд отклонил такую жалобу, но смягчил меру с лишения прав до 5000 рублей штрафа.
  • Похожее дело рассматривалось, когда водитель в суде просил снизить наказание из-за того, что не заметил знак «Обгон запрещен».
  • В Московской области водитель просил уменьшить наказание, мотивировав суд — малолетним сыном. Он указал, что автомобиль для него является средством заработка. Судья смягчил наказание с лишения до штрафа.
  • В Симферополе водитель подал жалобу на постановление о лишении прав. Он сообщил, что автомобиль, который он обгонял, стал повышать скорость, и препятствовал завершению маневра. Но суд жалобу отклонил.
  • Саратовский суд из-за отсутствия состава нарушения прекратил дело по причине несоответствия длины разметки. Она была меньше 50 метров, что не соответствует ГОСТу.

Является ли нарушением завершение обгона по сплошной?

Самое строгое наказание за завершение манёвра обгона через сплошную линию – это лишение права управления транспортными средствами. Применяется санкция в двух случаях:

  • на основании части 4 статьи 12.15, если возврат на свою полосу невозможен вовремя по вине водителя;
  • на основании части 5 статьи 12.15, то есть при повторном нарушении пункта 4.

В первом случае срок лишения составит от четырёх месяцев до полугода, а во втором уже – до одного календарного года.

Обжалование

Если выносится штраф на основании пункта 3 статьи 12.5 КоАП РФ, обжаловать его можно двумя способами:

  1. Через вышестоящий орган. Например, областное отделение ГИБДД.
  2. Через суд.

Два варианта действий допускаются, так как штраф выносится непосредственно сотрудником ГИБДД. На практике же, чаще всего, применяется пункт 4 этой же статьи, в таком случае дело рассматривается только судом.

Обжаловать штраф, вынесенный судом, можно только в апелляционном порядке, то есть в вышестоящий суд. Первичное решение принимается Мировым судьёй, соответственно, обжалование будет реализовываться через районный или городской суд.

Является ли нарушением завершение обгона по сплошной?

Порядок обжалования штрафа за завершение обгона через сплошную линию разметки будет следующим:

  • получить судебное постановление о назначении административного наказания;
  • подготовить апелляционную жалобу;
  • подать жалобу через суд, который выносил постановление, но на имя вышестоящего суда;
  • дождаться назначения заседания;
  • явиться в суд на заседание и выразить свою позицию.

Вышестоящий суд не будет принимать новых доказательств. Он лишь оценит, правильно ли суд первой инстанции выполнил свою работу, все ли обстоятельства и должным ли образом оценил, верно ли применил правовые нормы.

Судебная практика

Чаще всего, практика по подобным делам – не на стороне водителя. Доказать, что манёвр не был завершён вовремя по вине третьих лиц, достаточно трудно. ПДД чётко предписывают необходимость держать дистанцию и рассчитывать расстояние и время для каждого конкретного манёвра.

Так, Постановление по делу № 4А-11/2019 от 27 февраля 2019 мирового судьи судебного участка №142 Кошкинского судебного района Самарской области подтверждает данный факт. Гражданин В. был признан виновным в совершении правонарушения на основании части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Гражданин В. попытался обжаловать решение вплоть до Надзорной инстанции, но ему было отказано.

Есть и иные ситуации. Так, Постановление Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 декабря 2013 г. по делу № 4А-255/2013 отменило решение судов предыдущих инстанций и освободило лицо от ответственности по статье 12.15, части 4. Суд сослался на отсутствие на дороге разметки в начале манёвра, а суды предыдущих инстанций данный факт проигнорировали.

Нюансы

Завершение обгона по сплошной – спорная ситуация, которая требует дополнительного анализа и внимания. Подобные случаи возникают на практике достаточно часто, и почти всегда суды не на стороне граждан.

Полагается, что водитель должен заранее предусмотреть, когда закончится прерывистая и учесть действие знаков, собственную скорость, скорость прочих транспортных средств и иные факторы.

На практике возникает множество нюансов, на которые необходимо обратить внимание:

  • Водитель должен учитывать, в первую очередь, разметку – чем длиннее линии прерывистой, тем ближе сплошная.
  • Если возврату на свою полосу мешает препятствие, то нужно пытаться изменить квалификацию с части 4 на часть 3 статьи 12.15.
  • В качестве доказательств идеально подходят записи с видеорегистраторов, однако, суд будет оценивать все факторы в совокупности.
  • Сотрудники ГИБДД чаще всего попытаются квалифицировать деяние по части 4. В протоколе необходимо указать на своё несогласие с формулировкой. Далее, оспаривание производится в судебном порядке.
  • Оспорить судебное постановление можно в апелляционном порядке. Первичное решение выносится через мировой суд, а обжалование – городской или районный.

Практика по подобным делам достаточно разнообразна. Однако, чаще всего суды встают на сторону ГИБДД. Поэтому строго не рекомендуется начинать манёвр, если есть вероятность не вернуться на свою полосу движения до окончания прерывистой линии. Пресечение сплошной – это всегда нарушение, отличаться может лишь часть статьи, по которой производится квалификация.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock detector