Возмещение ущерба по ОСАГО при ДТП с 2019 года ремонт или деньги

ДТП

Когда нужно заказать независимую экспертизу для определения суммы выплат по ОСАГО деньгами

Благодаря автогражданке можно получить компенсацию различных видов ущерба, в том числе причинённый автомобилям в дорожно-транспортной ситуации. Пострадавший может получить выплаты, которые покрывают следующее:

  • убытки, которые связаны с простоем коммерческого транспорта, потерей товарной стоимости и невозможностью выполнения взятых на себя ранее обязательств;
  • расходы на приобретение деталей и восстановление авто.

Порядок проведения описанных выше процедур регламентирует Федеральный закон №40, изданный 25 апреля 2002 года. Он определяет суммы выплат, они зависят от метода оформления дорожно-транспортного происшествия, а также ситуации с возможным прямым возмещением. Положение Банка России №431 определяет правила и порядок оформления документов.

https://www.youtube.com/watch?v=videoseries

Пострадавший может рассчитывать на возмещение ущерба от каждого страховщика в том случае, если вред причинён из-за действий нескольких водителей, участвовавших в инциденте. Страховой нужно сообщить об аварии в указанные законодательством сроки, также необходимо в точности следовать установленной процедуре.

Федеральный закон №40 «Об ОСАГО» в пункте 12.1 говорится, что независимая экспертиза предназначена для определения обстоятельств, величины, причин и способов устранения повреждений и стоимости ремонта автомобиля. Проверка осуществляется исключительно по тому порядку, который утвердил Центральный банк России.

На протяжении 5 дней после подачи заявления на получение выплаты необходимо согласовать место и время проведения экспертизы. Страховая компания должна оформить направление в экспертную организацию, в штате которой имеется техник-эксперт нужной квалификации. За недостоверные результаты полностью отвечают эксперты.

Страхователь имеет право выполнить независимую оценку, для этого нужно в течение трёх дней сообщить страховую организацию и согласовать процедуру. Если страховщик не удовлетворит итоги проверки, он уполномочен произвести ещё одну независимую экспертизу последствий дорожно-транспортного происшествия.

Недостаточное качество ремонта по ОСАГО – это далеко не редкое явление в России. Исключительно результаты независимой экспертизы помогут установить предоставление услуг ненадлежащего качества. На основе этих данных можно составить и подать страховой компании претензию.

Обычно суд назначает данную процедуру в таких ситуациях:

  • автосервис не признаёт собственную вину;
  • истцу либо ответчику не хватает убедительности в собственных доводах;
  • суд сомневается при вынесении решения после изучения материалов дела.

Важно понимать, что правила в 2019 году устанавливает приоритетность ремонта по ОСАГО перед финансовой выплатой. В большинстве случаев страховщики не компенсируют ущерб деньгами. Но в исключительных ситуациях страховщику выгоднее произвести максимальную выплату, чем производить дорогостоящий ремонт.

  • полная гибель автотранспорта;
  • вред здоровью средней либо тяжкой силы;
  • восстановление потребует больших расходов, чем ограничения по возмещению, а пострадавший не согласен производить доплату за свой счёт;
  • договор предусматривает денежную компенсацию;
  • смерть пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии;
  • пострадавший является инвалидом, в заявлении о страховой выплате он указал вид компенсации;
  • пострадавший не предоставляет письменного разрешение на восстановление авто из-за несоответствия предложенной страховой компанией СТО, которая отвечает установленным требованиям.

В некоторых случаях денежные выплаты по автогражданке готов произвести РСА.

Это может быть сделано в таких ситуациях:

  • страховая компания потеряла лицензию либо стала банкротом;
  • виновник дорожно-транспортного происшествия не установлен, не имеет водительского удостоверения либо действующего полиса.

Как бы то ни было, получить компенсацию может исключительно собственник транспортного средства либо его представитель.

За последнее время система обязательного автострахования значительно изменилась. Иными стали размеры выплаты по ОСАГО в 2019 году, тарифы и сама система расчета стоимости полиса немного изменилась.

Рассмотрим, как сегодня получить страховку, на какую сумму страхового покрытия может рассчитывать потерпевший в ДТП в случае ущерба здоровью и транспортному средству.

Изменения, которые касаются выплаты по полису ОСАГО в 2019 году, вступили в силу еще в 2018-м и коснулись системы компенсации убытков, ремонта и оформления полиса, сроков технического осмотра и компенсаций по страховке, а также стоимости ее приобретения. В 2018 г. появилась такая система компенсаций, как оплата ремонта.

Изменилось не только возмещение по ОСАГО, другими стали и сами бланки полисов. Теперь они защищены QR-кодом, что затрудняет их подделку и дальнейшие мошеннические действия со страховкой. Проверить подлинность документа можно теперь дистанционно.

Цена полиса формируется с учетом следующих обстоятельств:

  • региона, где проходит регистрация транспортного средства;
  • мощности двигателя автомобиля в л/с;
  • количества лиц, включенных в страховку;
  • возраста транспортного средства;
  • продолжительности водительского стажа лиц, допущенных к управлению автомобилем;
  • срока, на который оформляется страховка;
  • статуса владельца авто (является ли он физическим или юридически лицом).

Стоимость полиса изменилась и в связи с новыми правилами расчета коэффициента бонус-малус. Теперь, если водитель за 12 месяцев ни разу не попал в ДТП, он получает скидку при продлении страховки. Напротив, тот, кто часто нарушает правила дорожного движения и становится виновником аварий, заплатит в соответствии с новым тарифом большую сумму за переоформление полиса.

Вместе с повышением тарифов увеличились и лимиты компенсации по страховке.

К действующим на сегодняшний день действуют следующие нормы оценки ущерба от ДТП для возмещения по полису автострахования в 2019-м:

  • срок подачи заявления о страховом случае составляет 5 рабочих дней;
  • период действия полиса должен быть не меньше одного года;
  • срок подачи заявления с претензией в адрес страховщика (в том случае, если нарушаются сроки или вас не устроила сумма компенсации) — десять дней. Вместе с заявлением, в котором изложена суть ваших требований, следует подать также отчет независимой экспертизы;
  • выплату страхового покрытия могут заменить денежные поступления в счет оплаты ремонта транспортного средства (в том числе напрямую в мастерскую, которая будет заниматься восстановительными работами, минуя владельца авто);
  • максимальная выплата зависит от того, пострадало ли в результате ДТП имущество потерпевшего, получили ли травмы участники аварии (и их тяжести);
  • в случае оформления аварии по европротоколу возмещение составит 100 тысяч рублей;
  • срок выплаты по ОСАГО составляет 20 календарных дней (за исключением праздников). В течение этого времени должен быть оценен ущерб, нанесенный транспортному средству в ходе ДТП.

До возмещения ущерба по страховке не следует ремонтировать автомобиль. Но если провести независимую экспертизу, по результатам которой будет оценен ущерб, вы можете передать машину в ремонт еще до того, как средства перечислит страховая компания.

Лимитом ответственности по автострахованию называется максимальная выплата по договору, которая выплачивается потерпевшему в результате ДТП. Виновник аварии не получает никакой компенсации.

Возмещение по страховке зависит от суммы, которая требуется пострадавшему в ДТП для покрытия полученного ущерба, и ограничивается законодательно.

Лимит на 2019 г. составляет

  • 400 тысяч рублей, если в ДТП пострадало имущество;
  • 500 тысяч рублей, если травмы получили участники аварии (в зависимости от степени ущерба здоровью, в том числе инвалидности потерпевшего);
  • 100 тысяч рублей, если ДТП оформляется по европротоколу (без привлечения сотрудников Госавтоинспекции).

Получить максимальную выплату можно в том случае, если понесенный в результате аварии ущерб превышает или равен лимиту ответственности.

Чтобы средства были перечислены страховой компанией, нужно своевременно продлевать действие полиса и оформить ДТП в соответствии со всеми законодательными требованиями. Если авария была незначительной (участников не более двух, нанесен только ущерб имуществу), выгоднее зафиксировать ее с использованием европротокола.

Методика Центробанка учитывает много параметров — от площади повреждений на кузове до аварии до объема потери тормозной жидкости при ремонте. Автовладелец не может потребовать залить масло конкретной марки, к которой привык, или установить дорогие свечи зажигания, даже если до аварии стояли именно они.

Чтобы уменьшить доплату, договоритесь со страховой об установке б/у запчастей. Например, купите бампер под покраску на разборе или, может, у вас есть какие-то детали от старой машины. Такое согласие нужно письменно оформить в страховой компании.

Право выбора в 2020 году принадлежит страховой компании. Увы, но это так. Такое правило действует с 28 марта далёкого уже сейчас 2017 года, когда вступил в силу Федеральный закон №49-ФЗ о внесении изменений в закон об ОСАГО.

С тех пор при ДТП страховой организации предоставлено право конечного выбора. Но первоначального голоса и собственников автомобилей не лишили. А работает это на сегодняшний день следующим образом:

  1. при подаче заявления о страховом возмещении вы вправе выбрать выплату деньгами или направление на ремонт (подпункт «ж» части 16.1 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»),
  2. страховщик рассматривает заявление и принимает конечное решение при выборе из этих двух видов возмещения.

Таким образом, решающий выбор, выплата положена при том или ином страховом случае или ремонт, принадлежит страховой, но вам всё же следует указать в заявлении о возмещении после ДТП предпочтительный способ – возможно, удастся прийти к соглашению.

Внимательно читайте договоры

20 дней. Этот срок одинаков как для выплаты денежными средствами в качестве возмещения ущерба, так и при компенсации ремонтом автомобиля. Срок регулируется Федеральным законом Об ОСАГО, пунктом 21 статьи 12.

https://www.youtube.com/watch?v=N8bOt_aPjAQ

Срок 20 дней для выдачи направления на ремонт по ОСАГО начинается со дня подачи полного пакета документов в страховую компанию. Считаются при этом, календарные дни, кроме праздничных нерабочих – то есть в срок включаются обычные выходные, но не включаются праздничные выходные.

А полный пакет документов включает в себя:

  • заявление о страховом возмещении,
  • заполненное извещение о ДТП,
  • паспорт собственника машины,
  • свидетельство о регистрации авто,
  • страховой полис ОСАГО,
  • постановление и/или протокол или определение об отказе в возбуждении административного дела на виновника аварии.

Обратите внимание, срок выдачи направления в СТОА начинается независимо от даты осмотра или технической экспертизы страховой. Если осмотр Вам организовали на 19-й после подачи всех документов, то в любом случае этот срок составляет 20 дней от даты подачи документов, то есть на следующий день в этом примере Вам обязаны выдать направление.

Примеры

  1. Вы попали в ДТП 1 января 2020 года, а обратились в страховую компанию 14 января. В этом случае направление на ремонт Вы должны получить до 3 февраля включительно и не позднее.
  2. Вы попали в ДТП 1 февраля 16 Апреля 2020 года, обратились за компенсацией 10 февраля. Официально утверждёнными выходными днями в этот год считаются, к примеру, 23 и 24 февраля в честь Дня защитника отечества, а в текущем году 28 дней в этом месяце. Тогда Вы получите направление на ремонт до 4 марта включительно. Срок считается просто: сначала с 11 февраля отсчитываем 12 дней до 23 числа, затем с 25 числа нам нужно прибавить ещё оставшиеся 8 дней, в итоге получаем 4 число следующего месяца.
  3. Вы попали в ДТП 1 марта 16 Апреля 2020 года, обратились с заявлением и документами по ОСАГО 5 марта. Для примера выходными днями считаются дни с 8 по 13 число – 5 дней. Также 10 марта страховщик Вам позвонил и указал, что Вы забыли из набора документов подать свидетельство о регистрации. 11 марта Вы привезли СТС. В таком случае отсчёт срока направления на ремонт начинается с 12 марта, но, так как 12 и 13 марта выпадают на выходные, то 20 дней начинаются 14 марта и заканчиваются, таким образом, 3 апреля.
Еще по теме  Статьи раздела Исполнительное производство

Возмещение ущерба по ОСАГО при ДТП с 2019 года ремонт или деньги

Административного штрафа – то есть в пользу бюджета государства – для страховой компании за пропуск срока выдачи направления на ремонт нет. Но есть ответственность за это в гражданском отношении – то есть в Вашу пользу. И называется она неустойкой. Она имеет чёткий размер и определена пунктом 21 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО.

Если Вам задержали направление на ремонт, то Вы имеете право на дополнительную компенсацию за это. Например, если Вы подали документы 1 марта 2020 года, страховая насчитала ущерб на 100 000 рублей, а направление Вам выдали только 30 марта, но за просрочку в 9 дней Вам положены 9% от 100 тысяч рублей, то есть ещё 9 000, помимо того, что обязанность по проведению восстановления транспортного средства остаётся.

Неустойка за просрочку направления не выдаётся автоматически, запомните это! Вы должны подать на её выплату отдельную претензию. Пишется она в свободной форме с указанием расчёта и конкретным требованием выплатить неустойку на указанные банковские реквизиты (или выдать наличными). При отказе от её возмещения Вы вправе обратиться в суд.

Есть дополнительные требования, при несоблюдении которых страховая компания должна выплатить возмещение в денежной форме. Отметим, что перечисленные случаи не имеют четкого указания на денежную форму возмещения и подразумевают согласие потерпевшего с некоторыми условиями. Поэтому внимательно проверяйте в направлении на ремонтные работы наличие некоторых дополнительных пунктов:

  1. Восстановительный ремонт не может длиться больше 30 дней — п. 15.2, абз. 1 (ст. 12 ФЗ-40 здесь и далее). Страховые компании включают в направление на ремонт пункт, в котором потерпевший соглашается на продление ремонта на неопределенный срок.
  2. Если методика ЕМРУ требует замены поврежденных запчастей, закон не допускает использования восстановленных или бывших в употреблении комплектующих — п. 15.1, абз. 3. Здесь страховые компании или СТО в акт приема автомобиля после ремонта могут включить ваше согласие на использование запчастей б/у.
  3. Страховщик обязан осуществлять ремонт машин, находящихся на гарантийном обслуживании, только в дилерских центрах — п. 15.2, абз. 3. У СК должен быть заключен договор на восстановительный ремонт по ОСАГО с СТО, соответствующими требованиям сохранения гарантийных обязательств производителя ТС. Не соглашайтесь с направлением на ремонт в организации, не отвечающие этим требованиям, только потому, что у них заключен договор с вашей СК.
  4. Любые изменения в стоимости или объеме работ должны быть согласованы дополнительными документами — п. 17, абз. 3. Не соглашайтесь с предложениями СТО оплатить «внезапно возникшие расходы». Также внимательно читайте направление СК на ремонт, чтобы не пропустить пункт о вашем согласии с дополнительной оплатой по необходимости.
  5. Если ближайшая СТО расположена дальше 50 км от места жительства потерпевшего, то страховщик обязан доставить авто на ремонт и обратно за счет собственных средств. Если такой возможности нет, СК должна выбрать место проведения ремонта с соблюдением критерия доступности.

Вы также имеете право предложить СК свою станцию техобслуживания, если предложенные не удовлетворяют законным требованиям. В этом случае вы должны заключить со страховщиком соглашение на проведение ремонта в такой СТО и сообщить страховой организации ее реквизиты. Страховщик, в свою очередь, включит этот пункт техобслуживания в ваше направление на ремонт.

Обязан ли страховщик производить ремонт по ОСАГО

Владельцев автомобилей интересует, платят ли страховщики при ДТП. Посмотрим, что об этом говорит российское законодательство. Так, в 15 пункте 12 статьи Федерального закона №40 сообщается, что потерпевший может выбрать метод возмещения из следующих:

  • ремонт транспортного средства на СТОА из списка страховой организации;
  • выплата денежных средств путём перечисления на указанный счёт либо через кассу.

Но это не относится к автомобилям, которые находятся в собственности российских граждан и прошли регистрацию в Российской Федерации.

В пункте 16 о выборе не говорится, а в 16.1 сообщается, что выплата для российских граждан может быть произведена в таких ситуациях:

  • полная гибель транспортного средства;
  • здоровью пострадавшего причинён ущерб средней либо большой тяжести;
    смерть пострадавшего;
  • когда пострадавший имеет инвалидность и в заявлении выбрана эта форма возмещения.

При указании данного способа возмещения при заключении страхового договора пострадавший может указать такую возможность, и это будет работать.

Может произойти так, что и страховая компания не сможет выбирать. Если на протяжении года будет два нарушения ПДД, Центробанк РФ может ограничить возможность страховой компании возместить ущерб путём ремонта на период до 12 месяцев. Это устанавливает Федеральный закон «Об ОСАГО» №40 в пункте 17.1. В иных обстоятельствах страховщик не компенсирует ущерб в денежном виде, а будет должна произвести восстановительные работы.

Когда денежные выплаты положены по закону

Дав страховщикам самостоятельность, законодатели обусловили несколько ситуаций, когда после ДТП положены только денежные выплаты. Это возможно, если:

  • транспортное средство (ТС) полностью уничтожено;
  • потерпевший погиб;
  • сумма вреда превышает установленные законом лимиты, а потерпевший не соглашается производить доплаты за свой счет;
  • между страховщиком и потребителем есть соглашение о выплате.

С 2017 года компании получили право самостоятельно выбирать форму возмещения убытков. Пострадавший при подаче заявления может указать, что он хочет получить – ремонт за счет страховщика или деньги. Но окончательное решение будет приниматься сотрудниками компании.

При повреждениях автомобиля приоритетным вариантом для СК является направление машины на ремонт. Однако законодатель определил ситуации, при которых страховщик обязан компенсировать убытки только в денежной форме. К ним относятся следующие обстоятельства:

  • предполагаемая стоимость ремонта превышает установленный лимит выплат;

  • страховой случай был признан «тоталом» (при полной гибели авто);

  • пострадавший скончался в результате ДТП или после него;

  • вред был причинен не только транспортному средству (а также здоровью потерпевшего);

  • невозможно заранее определить срок восстановительных работ;

  • отсутствует возможность произвести восстановительные работы в мастерской, выбранной пострадавшим и страховщиком;

  • пострадавший является инвалидом 1 или 2 группы и в заявлении указал, что он желает получить компенсацию в денежной форме.

Возмещение ущерба по ОСАГО при ДТП с 2019 года ремонт или деньги

Также пострадавший может получить деньги, если в радиусе 50 км от места его проживания или участка, где произошла авария, отсутствуют СТО, с которыми компания состоит в партнерских отношениях, и страховщик при этом отказался осуществлять транспортировку машины до ближайшей мастерской.

Если поврежденному автомобилю менее 2-х лет, то, согласно ФЗ-40, ремонт должен производиться у официального дилера. Зачастую у страховщиков отсутствуют договоры с подобными организациями, что также служит причиной для выплаты денежной компенсации.

По закону сегодня можно получить вместо денежной компенсации от страховой компании средства на оплату ремонта. Такая процедура называется натуральной формой возмещения убытка. Сегодня она используется далеко не всеми водителями. Связано это с рядом обстоятельств:

  • в ходе ремонта могут использоваться неоригинальные запчасти;
  • существует практика ремонта пострадавших деталей вместо их замены новыми;
  • выделенных часов на проведение восстановительных работ может быть недостаточно;
  • повреждения нередко устраняют не полностью;
  • автовладельца может не удовлетворить качество проведенных работ.

Если вас не устраивает размер компенсации в счет оплаты ремонта, нужно обратиться в независимую экспертизу и сформировать претензию к страховой компании. В случае отказа следует решать вопрос через суд.

С страховые компании должны заключать договор с СТО в соответствии с действующим законодательством. Последние, в свою очередь, реализуют конкретный перечень услуг по восстановлению авто. Станции техобслуживания должны отвечать следующим требованиям:

  • располагаться на расстоянии в 50 и более км от места аварии и проживания владельца пострадавшего автомобиля;
  • срок проведения восстановительных работ не может превышать 30 дней;

Возмещение ущерба по ОСАГО при ДТП с 2019 года ремонт или деньги

Автовладелец имеет право отказаться от услуг СТО, предложенной страховой компанией, и выбрать сервис самостоятельно.

Если ремонт проводится за счет страховой компании, его стоимость определяется следующим образом:

  • производится оценка восстановительных работ. Их стоимость зависит не только от характера и степени полученных повреждений, но и от износа транспортного средства;
  • владелец выбирает СТО из предложенного списка организаций (если автомобиль на гарантии, работы могут выполнить дилерские центры);
  • в течение 30 дней транспортное средство должно быть восстановлено.

Оплату ремонта производит страховая компания.

Денежная компенсация возможна в следующих случаях:

  • когда автомобиль не подлежит восстановлению;
  • стоимость ремонта более 400 тысяч рублей, а доплачивать из собственных средств автовладелец не намерен;
  • восстановительные работы нельзя провести в отведенные сроки (30 календарных дней);
  • владелец обратился в РСА, который одобрил просьбу заменить оплату ремонта денежной компенсацией;
  • страховая компания и пострадавший в ДТП автовладелец сумели договориться между собой (соглашение должно быть оформлено письменно).

Теперь давайте поговорим о том, когда вместо направления на ремонт можно получить страховую выплату. В обязательном порядке деньги выплачивают в двух случаях:

  • машину отремонтировать нельзя, эксперты признали ее полную гибель;
  • в результате столкновения невиновный участник ДТП погиб.

ФЗ №40 предусматривает ситуации, когда автовладелец имеет право в заявлении о наступлении страхового случая выбрать денежную форму возмещения. Они перечислены в пункте 16.1, статьи 12 вышеназванного законодательного акта. Это допускается при условии, что:

  • в результате столкновения был причинен средний или тяжкий вред здоровью;
  • автовладелец инвалид;
  • в перечне СТО, с которыми у страховщика заключены договоры нет таких, которые соответствуют установленным законом требованиям (направление в такие станции техобслуживания выдаются только при наличии письменного разрешения автовладельца);
  • страховая компания по каким-либо причинам не может организовать ремонт на станции техобслуживания, которую выбрал собственник авто при заключении договора;
  • между сторонами договора ОСАГО есть соглашение (оформленное в письменном виде) о выплате денежной компенсации;
  • стоимость восстановительных работ превышает максимальную выплату по «автогражданке», а собственник машины не хочет вносить доплату.

Денежные средства могут быть выданы в кассе страховой компании или перечислены на указанный в заявлении о наступлении страхового случая банковский счет.

Что необходимо учитывать при ремонте по ОСАГО?

фото 1

17 марта 2017 года на законодательном уровне ремонт заменил большинство выплат. Восстановительные работы могут проводить только лицензированные компании. Если транспортное средство находится на гарантии, тогда необходимо обратиться исключительно к официальному дилеру. Эксперты примут во внимание возраст транспортного средства, его пробег, внутренние и внешние повреждения. Износ должен находиться в пределах 50%.

В ФЗ «Об ОСАГО» в статье 12 пункте 15.1 устанавливается, когда детали должны быть заменены. Использование вторичных деталей не допускается, если страховое соглашение не указывает что-то другое.

Минимальная гарантия на восстановленное транспортное средство должна составлять полгода, на кузовные работы (в число которых входит покраска) – 1 год.

Автосервис обязан устранить недостатки в том случае, если в договоре страховой компании и пострадавшего не будет указан иной метод.

Станция техобслуживания, которая будет восстанавливать автомобиль после ремонта, должна отвечать таким требованиям:

  • наличие гослицензии;
  • сохранение гарантии изготовителя. Если возраст автомобиля менее 2 лет, тогда восстановительные работы должны производиться лишь на автосервисе, который заключил соглашение с изготовителем либо импортёром транспортного средства;
  • географическая досягаемость для пострадавшего.

Если страховщик не имеет возможности организовать либо оплатить перемещение авто в оба конца, тогда СТО должна находиться в пределах 50 км от места проживания пострадавшего. Если все станции страховой компании, которые включены в список страховщика, не отвечают обозначенным выше требованиям, пострадавший уполномочен отказаться от восстановительных работ.

Правила страховых выплат

Все вопросы, связанные с «автогражданской», регулируются Федеральным Законом № 40-ФЗ от 25.04.2002 «Об ОСАГО…». На его основании компания обязана компенсировать ущерб, причиненный страхователем:

  • жизни или здоровью потерпевшего;

  • имуществу (транспортное средство) лица, пострадавшего в ДТП.

Еще по теме  Оценка автомобиля для раздела имущества

Законодатель указывает на то, что лицу, признанному виновником аварии, компенсация не положена. Максимальные лимиты выплат отражены в ФЗ № 40 и составляют:

  • 500 000 рублей при причинении вреда здоровью третьих лиц;

  • 400 000 рублей при компенсации имущественного ущерба;

  • 50 000 рублей для ремонта автомобиля, если был оформлен Европротокол.

Важно! Если в результате аварии пострадает несколько человек, то каждый из них может претендовать на максимальную сумму выплаты.

В 2019 году компенсацию можно получить одним из двух способов:

  • в натуральной форме (ремонт авто или оплата лечения пострадавших);

  • в денежном эквиваленте.

При наступлении страхового случая для получения выплаты по ОСАГО необходимо уведомить компанию о случившемся в день происшествия. Для сбора документов и предоставления их в офис отводится дополнительное время (обычно 5 дней).

Далее возможно два варианта развития событий:

  • после получения полного комплекта бумаг компания должна рассмотреть заявление потерпевшего, принять решение о назначении выплаты и компенсировать ущерб в течение 20 рабочих дней;

  • если страховщик намерен отказать в возмещении убытков, то он должен предоставить свое решение в письменном виде в этот же срок.

Если компании были переданы не все документы, то страховщик обязан уведомить пострадавшего о недостающих бумагах. Это делается в оговоренные законом сроки:

  • в течение 3-х дней, если документы были переданы по почте;

  • в день подачи заявления и документов, если пострадавший передает бумаги лично.

Если страховщик выдает направление на ремонт поврежденного авто, то по закону восстановительные работы не могут занимать более 1 месяца. Если этот срок не соблюден, то за каждый лишний день нахождения машины на СТО компания обязана выплатить пострадавшему компенсацию. Сумма штрафа составляет 0,5% от стоимости ремонта за каждый день просрочки.

Важно: если по факту аварии было инициировано судебное разбирательство, то компания вправе отложить выплату страховки до окончания процесса.

Возмещение ущерба по ОСАГО при ДТП с 2019 года ремонт или деньги

СК может отказать пострадавшему в компенсационных выплатах. Причин для такого решения несколько:

  • один из участников аварии покинул место происшествия до приезда сотрудников ГИБДД;

  • пострадавший не предъявил страховщику машину для осмотра;

  • был предъявлен недействительный полис ОСАГО;

  • у страховщика отозвана лицензия;

  • потерпевший не передал в СК полный комплект документов.

Если причиной отказа в возмещении ущерба послужил отзыв лицензии, то за получением компенсационных выплат необходимо обращаться в РСА.

Важно: в случае несогласия страхователя с решением, вынесенным компанией, он имеет право обжаловать его в судебном порядке. Для предъявления претензий отводится 10 суток после получения аргументированного отказа.

Если страхователь не согласен с размером компенсации, который был определен СК, то он имеет право провести оценку повреждений автомобиля у независимого эксперта. Если по результатам осмотра ущерб оказался больше, то пострадавший также может отстаивать свои права в суде.

Важно! Обращаться в суд целесообразно, только если разница в размерах компенсаций, рассчитанных СК и независимым экспертом, превышает 10%.  

Если кратко, то во всех случаях, когда это выгодно, и автосервисы, с которыми у страховщика заключён договор на проведение ремонта по ОСАГО, удовлетворяют требованиям Федерального закона.

На сегодня у всех страховых компаний по ОСАГО в приоритете направление на ремонт, включая такие распространённые организации, как Росгосстрах, Альфастрахование, РЕСО Гарантия, Ингосстрах и другие.

Для страховой компании лучше направить на ремонт в случаях:

  • если автомобиль, попавший в ДТП, достаточно свежий по годам (как правило, не старше 3-4 лет), и калькуляция с учётом износа будет не занижена от реальной стоимости восстановительного ремонта,
  • ещё выгоднее, если речь идёт о машине старше 2 лет, но младше тех же 3-4 лет.

Как видим, выбор ремонта или выплаты здесь кроется в двух важных критериях:

  1. чем старше авто, тем меньше страховая заплатит, так как при расчёте возмещения учитывается износ деталей транспортного средства – чем старше авто, тем больше износ, и тем на меньшую сумму будет посчитана каждая запчасть (это не касается калькуляции работ по восстановлению); так, если машине более 5 лет, то износ может достигать 50% (но не более);
  2. законодательство 2020 года по ОСАГО устанавливает правила «игры» для страховщиков; так, если машине менее 2 лет «от роду», то страховая обязана отправить её только к официальному дилеру, а стоимость услуг дилеров, как правило, существенно выше, поэтому проще заплатить деньгами.

Вам как потерпевшему в ДТП лучше обратные условия от вышеперечисленных: если у вас авто свежих годов, то лучше получить выплату, а для старых машин – лучше ремонт.

И наоборот от вышеописанного – если автомобиль достаточно старый, то в случае направления на ремонт страховая должна будет на свои деньги купить запчасти. А б/у детали закон запрещает закупать для восстановления авто после ДТП. Зато при выплате деньгами учитывается износ. Поэтому последний вариант и выгоднее для страховой.

Так, если вашему автомобилю более 5 лет, то с большей долей вероятности вам произведут выплату деньгами.

Ещё один вариант выгоды выплаты кроется в несовершенстве Единой методики расчёта возмещения ОСАГО. Так, стоимость некоторых деталей по такой методике может быть достаточно низкой, а фактически они стоят значительно дороже. В таком случае страховщику выгоднее заплатить потерпевшему деньгами по расчёту из Единой методики, нежели самостоятельно оплачивать купленные СТО детали.

Возмещение ущерба по ОСАГО при ДТП с 2019 года ремонт или деньги

Но, помимо выгоды, для страховой есть и законодательные ограничения для возможности направить потерпевшего в аварии на ремонт. На сегодняшний день выплата вместо ремонта будет положена в случаях, когда:

  • срок восстановительного ремонта длится дольше 30 дней (ст. 15.2 ФЗ Об ОСАГО) – в этом случае при превышении этого срока потерпевшему будет «капать» неустойка по 0,5% за каждый день просрочки, и страховая при прогнозе длительности ремонта выплатить деньгами,
  • дальность ближайшего СТО от места ДТП или места жительства потерпевшего более 50 км, а организовать эвакуацию автомобиля для страховой слишком дорого (абзац 2 ст. 15.2),
  • у страховой организации нет договора с официальным дилером по марке вашего автомобиля, и при этом машине менее 2 лет (абзац 3 той же статьи),
  • страховой случай признан «тоталом» (полной гибелью автомобиля) – статья 16.1 ФЗ Об ОСАГО и ниже также данная норма,
  • потерпевший во время ДТП (или после аварии) погиб,
  • потерпевший получил тяжкий или средней тяжести вред здоровью, и при этом в заявлении выбрал выплату,
  • потерпевший является инвалидом, и при этом в заявлении выбрал выплату,
  • если сумма ремонта по калькуляции более лимита в 400 тысяч рублей.

В страховую компанию нужно направить заявление вместе с пакетом оригинальных справок и копий документов. Полный комплект включает в себя следующие бумаги:

  • копию паспорта виновника аварии;
  • оригинал справки из ГИБДД;
  • копии документов на автомобиль;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • копия протокола о правонарушении или отказе в возбуждении административного дела
  • реквизиты счета, на который будут перечислена компенсация.

После ДТП, при обращении с полисом ОСАГО в страховую организацию, потерпевший водитель может указать в заявлении, какой вид компенсации он предпочитает получить — денежное возмещение или ремонт. Однако окончательный выбор делает страховщик. Компания рассматривает заявление и принимает решение о виде компенсации в вашем случае.

Большая проблема в несовершенстве методики расчета — а именно, в стоимости запчастей. Между ценой комплектующих, указанной в электронной базе, и реальной разница иногда достигает десятков рублей, а то и больше. Причем, учет степени износа деталей не производится при расчете стоимости ремонта. Чтобы понять, хитрит страховая или считает честно, самому водителю надо хорошо разобраться в методике подсчета ущерба или пригласить специалиста.

При подсчете размера денежной компенсации износ может достигать 50% (не больше). Однако при расчете стоимости ремонта учитывается реальная цена запчастей. Если в ДТП попал автомобиль с большим сроком использования, это означает, что цены в справочнике будут указаны с высокой степенью износа. Однако в реальности рыночные цены на них будут гораздо выше справочных. Ставить бывшие в употреблении запчасти запрещает закон. Таким образом, у СК есть три выхода из положения:

  • заплатить за новые детали по рыночной цене, оплатить адекватный ремонт авто на СТО;
  • купить дешевые китайские реплики оригинальных запчастей;
  • рассчитать стоимость восстановительного ремонта по методике с учетом износа и выплатить возмещение деньгами.

Как видно, единственный приемлемый для потерпевшей стороны вариант — первый — не всегда приемлем для страховой организации. Денежное возмещение в данном случае вряд ли вам поможет произвести качественное восстановление машины, китайские запчасти — тоже не очень удачное решение.

Другая ситуация — авто на гарантии. Страховщик обязан оплатить его ремонт в дилерском центре. Все мы знаем, что цены у дилеров гораздо выше, чем на обычных СТО, и это не всегда отражено в методике. Поэтому стоимость восстановления, произведенная по ЕМРУ, будет гораздо ниже реальной. И здесь тоже страховщику намного выгоднее ограничиться денежной выплатой.

Сроки проведения ремонта по ОСАГО

Законодательство устанавливает предельный срок выполнения восстановительных работ – 30 календарных дней. Отсчёт начинается со дня предоставления автомобиля на автосервис либо страховой компании для перемещения на место ремонта. Несоблюдение сроков либо неудовлетворяющее качество выполненных работ является основанием для подачи претензии страховщику. Именно он направляет транспортное средство на СТОА.

отказ в компенсации по ОСАГО

Если страховая компания не предоставит направление на автосервис на протяжении 20 дней, она будет обязана выплатить неустойку в размере 1% от стоимости восстановительных работ за каждый просроченный день. Если ремонт будет длиться больше 30 дней, штраф будет в 2 раза меньше. Если качество работ будет ненадлежавшим, пострадавший в ДТП имеет право потребовать компенсацию ущерба от своей страховой компании.

В правилах автогражданки указывается, что сроки определяет автосервис по согласованию с пострадавшим автомобилистом и страховой компанией.

Примеры

Аналогичная неустойка, как и в случае просрочки выдачи направления в СТОА. Но размер её, увы в 2 раза ниже – 0,5% за каждый день просрочки.

Требование о возмещении за просрочку по ремонту также нужно подать отдельно – автоматически Вам её никто не начислит. Претензия подаётся в страховую, но ни в коем случае не в сервис, так как возмещение осуществляет именно страховщик.

Кстати, неустойка за пропуск обоих сроков не может быть в сумме больше суммы страхового возмещения. То есть если сумму ущерба Вам насчитали в 200 000 рублей, то даже если просрочка составила более 100 дней, то максимальная сумма по неустойке, на которую Вы можете рассчитывать – ещё 200 000 рублей сверху.

Но в случае, если дело дойдёт до суда, Вам положены и дополнительные «бонусы» от страховой. Речь идёт о штрафе в Вашу пользу за нарушение сроков или отказ в возмещении. Штраф этот достаточно большой в ряде случаев и он составляет 50% от суммы невыплаченного ущерба (если Вам вообще не отремонтировали машину или не выплатили – незаконно отказали прямо либо до даты подачи в суд не перечислили ни копейки), неустойки и дополнительных расходов (на почтовые отправления, услуги юриста, проведение независимой экспертизы и другие).

Плюсом для Вас является и то, что Вы можете найти для суда юриста – дёшево и достаточно легко. Большинство автоюристов имеют практический опыт и знают законодательство об ОСАГО, так как это очень распространённый спор в судах. А, благодаря высокой конкуренции, их услуги не будут стоить дорого. Кроме того, в случае выигрыша суда Вам обязаны возместить затраты на юриста, равно как и все остальные.

Еще по теме  Возврат ОСАГО при продаже автомобиля

Возмещение ущерба: основные этапы

Иногда страховые компании предлагают заключить соглашение о возмещении ущерба по ОСАГО. Это очень распространенная уловка СК в 2019 году. Документ позволяет получить фиксированную денежную компенсацию сразу после происшествия. Однако с подписанием такого соглашения вы потеряете:

  • возможность оспорить действия СК с участием независимых экспертов;
  • получить полную сумму страхового возмещения, если указанная в соглашении окажется недостаточной.

Конечно, может оказаться, что сумма, указанная в соглашении, вполне адекватна повреждениям. Это еще раз подтверждает наш тезис, что каждый случай надо рассматривать индивидуально.

Итак, как себя должен вести автовладелец после ДТП, чтобы ему не оказали в возмещении ущерба и какие действия он должен предпринять? На самом деле все очень просто. Он должен выполнить такие несколько шагов:

  1. Соблюсти правила поведения участников аварии после столкновения, установленные ПДД. Мы неоднократно рассказывали в своих материалах о необходимости остановиться, включить «аварийку» и выставить аварийный знак, проверить наличие пострадавших и определиться с способом оформления аварии, поэтому детально описывать не буду.
  2. Оформить надлежащим образом дорожно-транспортное происшествие. Это можно сделать при помощи Европротокола или с участием сотрудников ГИБДД.
  3. Обратиться к страховщику с заявлением о наступлении страхового случая. Сделать это надо соблюдая установленные сроки – 5 рабочих дней после аварии.
  4. Предоставить автомобиль для осмотра. Чтобы определить степень повреждения машины ее должен осмотреть техник-оценщик. Право выбора специалиста остается за СК. Если авто повреждено настолько сильно, что не может передвигаться своим ходом, процедуру проводят на месте его хранения.
  5. Далее страхователь вынужден ожидать решения страховщика. Процедура рассмотрения заявления не может длиться бесконечно. Закон определяет максимальный срок – 20 дней с момента подачи. В случае нарушения установленного периода страховую компанию ожидает финансовое наказание в виде выплаты неустойки за каждый день просрочки.
  6. Получить направление на ремонт, денежную выплату или отказ в возмещении убытков.

Не всегда все происходит так, как предусмотрено действующим законодательством. Пытаясь сохранить прибыль некоторые страховщики умышленно занижают суммы выплаты, отказываются возмещать убытки или затягивают с принятием решения.

Если вы сомневаетесь в правильности озвученного размера ущерба или не готовы согласиться с результатом осмотра машины, закажите независимую экспертизу. Только она сумеет определить, насколько серьезно пострадало транспортное средство. Если между озвученными специалистами цифрами разница составит более 10%, владелец авто получает все основания, чтобы оспорить действия СК.

Теперь давайте поговорим о восстановительном ремонте. Это понятие появилась после того, как 20.04.2017 года были внесены изменения в Федеральный закон 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ.

Иностранцы, владеющие машинами, зарегистрированными за пределами РФ, юридические лица и собственники грузовых авто имею право выбрать форму страхового возмещения.

Выгоден или нет восстановительный ремонт? Этот вопрос волнует каждого автовладельца. Однозначно на него ответить нельзя. Если речь идет о машинах «в возрасте», то для их собственников получение направления в СТО удобно. Дело в том, что закон запрещает автомеханикам использовать бывшие в употреблении запчасти, соответственно из сервиса выедет не только отремонтированное, но и значительно улучшенное авто. Единственное, что им остается делать, это следить за качеством выполнения работ. Оно, к сожалению, нередко «оставляет желать лучшего».

А вот владельцам дорогостоящих авто, с момента выпуска которых прошло не более 2-х лет страховые компании обязательно попробуют вместо направления предложить деньги. Дело в том, что такие машины можно ремонтировать только на станциях технического обслуживания официальных дилеров, а их услуги, как известно, стоят в разы дороже, да и используют они только оригинальные запасные части.

Есть одна маленькая хитрость, о которой должен знать каждый автовладелец. Дело в том, что выбрать СТО можно заранее, при подписании страхового договора. В этом случае СК обязана будет Вас направлять только в автосервис, который Вы выбрали.

Закон устанавливает максимальный срок проведения работ – 30 дней. Его нарушение грозит уплатой неустойки. Примечательно, что ответственность будет нести не СТО, а страховщик, выдавший направление.

Забирая машину с автосервиса не забывайте о существовании гарантийных сроков. Минимальный составляет полгода. Если же проводились кузовные работы или покраска авто, гарантия составит 12 месяцев.

Выплата денежной компенсации

После дорожно-транспортного происшествия его участники сталкиваются с различными расходами. Какие же из них покроет ОСАГО? Предлагаю ознакомиться с перечнем:

  • доставка авто с места столкновения;
  • хранение машины;
  • транспортировка пострадавшего в больницу;
  • восстановление поврежденных указателей и знаков;
  • доставка необходимых материалов к месту ДТП;
  • УТС;
  • услуги независимого эксперта.

Если в результате аварии был поврежден или утрачен груз, который перевозился на машине потерпевшего, его стоимость также возмещается.

Наличие всех перечисленных затрат должно быть подтверждено документально.

Мы можем помочь!

Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.

ОАО
Росгосстрах

Выплата страховщика

66 100

Взыскано в суде

99 710

Исполнительный лист

СПАО
Ингострах

Выплата страховщика

133 100

Взыскано в суде

587 421

Исполнительный лист

СК Опора
СК Ангара

Выплата страховщика

26900

Взыскано в суде

72919

Исполнительный лист

СПАО
РЕСО-Гарантия

Выплата страховщика

272 000

Взыскано в суде

319 500

Исполнительный лист

Если величина выплаты заниженная, пострадавший может подать претензию страховой компании. Если она не будет удовлетворена, тогда можно подать судебный иск. Данное требование может предъявить страховая компания пострадавшего в случае суброгации (при переходе соответствующего права). Недостающую денежную сумму можно взыскать с виновного в аварии при реализации досудебной претензии либо судебного разбирательства.

Стоимость будущего ремонта страховая компания согласует с автосервисом. Все вопросы в отношении скрытых повреждений необходимо решать при участии пострадавшего. Данный факт должен отображаться в документе при приёме транспортного средства на автосервис. Клиент не обязательно должен общаться с сотрудниками СТОА, ведь он не подписывал с ними соглашение.

В правилах автогражданки в пункте 4.17 установлено, что в направлении на восстановительные работы должна быть указана возможность доплаты страхователем. К тому же они определяют, что страховщик не отвечает, если клиент обсудил сроки передачи восстановленного транспортного средства либо принял автомобиль без своих претензий. По этой причине перед подписанием бумаг на автостанции необходимо всё тщательно проверить.

Я только собираюсь купить машину. Что мне делать?

Обратите внимание, чаще всего при выдаче направления в сервисный центр страховая Вам предложит подписать некие бумаги. Подписывать ничего не нужно, кроме заявления и извещения о ДТП на этапе подачи документов. И даже в заявлении, если бланк Вам дала страховая компания (а оно пишется в свободной форме – Вы можете написать его дома на компьютере), нельзя заполнять поля, которые не требуются прямо для выдачи направления, для Вашей же безопасности.

Очень часто страховые хитрят и дают Вам дополнительные соглашения либо указывают нужные им поля в заявлении. К таким полям могут быть отнесены:

  • согласие на доплату в автосервисе, если суммы возмещения не хватит (вследствие занижения суммы оценки ущерба),
  • согласие на предоставление любого СТОА из списка на выбор страховщика, тогда как при определённых условиях (о них ниже) автосервис должен быть только дилерский,
  • согласие на использование б/у запчастей на СТОА при восстановительном ремонте.

Есть ещё целый ряд других условий. Если Вам что-то кажется подозрительным, просто не заполняйте поля и не подписывайте никакие отдельные бумаги. Кроме страховой, Вам и в сервисе могут предложить подписать что-нибудь, а там ещё хуже – Вы можете подписать договор цессии – переуступки права требования от страховой.

Таким образом, Вы продадите в автосервис право требования выплаты за восстановление машины. В результате машину Вам починят исключительно в порядке обычного оказания услуги. И, если подписываемый документ Вы не читали, то восстановить авто могут частично, б/у запчастями, некачественно выполнив работы и так далее.

То есть Ваша задача – не соглашаться на какие-либо доплаты и в целом не подписывать ничего, кроме заявления, написанного исключительно Вами, и извещения о ДТП ещё на этапе подачи документов в страховую. Обязанности доплачивать у Вас нет, а у страховой есть обязанность отремонтировать до состояния до аварии Ваш автомобиль.

Когда срок действия полиса подойдет к концу, внимательно выбирайте страховую компанию, в которую обратитесь за прямым возмещением убытков. Теперь важно, с какими автосервисами заключены договоры у страховщиков. Раньше вы могли не обращать на это внимание, и если автосервис не устроит, забрать деньги и ехать куда захотите. Теперь не сможете.

Список автосервисов страховые компании обязаны размещать на своих сайтах — это требование закона. Там будет не только перечень и адреса, но и сроки работ, и даже марки автомобилей, которые они могут обслуживать. Изучайте сайты перед оформлением полиса ОСАГО! Если нет оснований для прямого возмещения убытков и придется обращаться в страховую компанию виновника ДТП, выбирать будете из тех автосервисов, которые есть в ее списке

Спросите в сервисе, которому доверяете, в каких страховых компаниях он аккредитован. Выбирайте страховщика из этого списка.

Собирайте чеки на покупку запчастей, которые сами меняете. Они пригодятся для суда или экспертизы.

Если случится ДТП, следите за оформлением документов, чтобы не потерять возможность обратиться за прямым возмещением убытков в свою страховую компанию.

Если покупаете новую машину и хотите сохранить гарантию, запросите у дилера список авторизованных сервисов. Для ОСАГО выбирайте страховую компанию, у которой с ними есть договор. Даже если будете обращаться в страховую компанию виновника ДТП, требуйте направления в авторизованный сервисный центр или денежной выплаты.

Если покупаете подержанную машину, попросите у продавца документы на запчасти, которые он недавно менял.

лимиты при оформлении ДТП по европротоколу

Если выбираете дорогой подержанный автомобиль, подумайте, сможете ли доплатить за ремонт при замене запчастей по ОСАГО. Получить выплату и отремонтировать у друга в гараже теперь не получится.

Правильность действий после ДТП напрямую влияет на получение компенсации от страховой компании. Главное, что можно посоветовать участнику аварии — внимательно фиксировать произошедшее и правильно оформлять документы:

  • каждому из участников нужно заполнить бланк ДТП;
  • уведомить свою СК о происшествии, направить в ее адрес заявление о прямом возмещении ущерба, где указать приоритетность денежных выплат;
  • страховщик подтвердит, что ДТП относится к страховому случаю (или не подтвердит), после осмотра ТС будет объявлена стоимость ремонтных работ;
  • обязательно присутствуйте на осмотре, фиксируйте происходящее;
  • если вас приглашают приехать и подписать соглашение о выплате, не приезжайте и не соглашайтесь, а посоветуйтесь с юристом;
  • внимательно изучите акт экспертизы о состоянии автомобиля после ДТП, проверьте по ЕМРУ указанную стоимость — если не согласны, обращайтесь к независимому эксперту.

Проверять страховщика ОСАГО нужно в любом случае — и если предложили ремонт, и если обещают деньги.

О чём нужно помнить

Даже, если автомобилист имеет выбор, бывает непросто определить, что является более выгодным – компенсация ущерба в денежной форме либо восстановительные работы. Ключевыми достоинствами ремонта по автогражданке являются:

  • Чётко обозначенные сроки;
  • Комплексный подход к ремонту автотранспорта по ОСАГО;
  • Сохранение гарантии изготовителя;
  • Возможность на законных основаниях требовать выполнения работ на высоком уровне

Недостатком является отсутствие возможности самостоятельного выбора автосервиса, что может негативно отразится на качестве восстановительных работ. Сейчас не предусматривается возможность отказа от ремонта по ОСАГО в пользу выплаты. Но в некоторых случаях законодательство предусматривает страховые выплаты.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.