Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (495) 980-97-90 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 449-45-96 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 700-99-56 (бесплатно)

Оставление места ДТП: какое наказание предусмотрено в 2020 году

ДТП

Оставление места ДТП: закон и наказание

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2020 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2020 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики».

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом.

И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ, но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ, но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Существует ряд критериев, которые позволяют оценить поведение водителя и применить к нему за совершенное правонарушение соразмерную санкцию. Гражданин, управляющий автомобилем, ставшим участником столкновения, может покинуть место, где это произошло, по следующим причинам:

  • Желание избежать ответственности;
  • Состояние аффекта не давало возможности адекватно оценить сложившуюся ситуацию и выбрать правомерную модель поведения;
  • Была необходимость срочно доставить пострадавшего или пострадавших в больницу для оказания экстренной медицинской помощи;
  • Автомобиль второй стороны был пуст и его владелец долго не появлялся;
  • Иные жизненные обстоятельства водителя, требующие безотлагательного приезда в какое-либо место.

Среди всех выше приведенных обстоятельств, строже всего карается первое — оставление места аварии с целью избежать ответственности.

Еще по теме  Что делать в случае если вам грозит сокращение

Если говорить о состоянии аффекта, то водитель не покидает место происшествия, а временно уезжает, но возвращается, как только начинает трезво оценивать ситуацию.

Такое поведение встречается довольно и может не повлечь за собой ответственности, если последствия аварии не признаются тяжелыми.

Оставление места ДТП: какое наказание предусмотрено в 2020 году

Когда в ДТП есть пострадавшие, которые нуждаются в оказании экстренной медицинской помощи, как правило, вызывается карета скорой помощи. Однако, если, по мнению водителя, помощь необходима в максимально короткие сроки, он может принять решение самостоятельно доставить пострадавших в медицинское учреждение.

Важным моментом в представленной модели поведения является то, что после доставки граждан к месту оказания квалифицированной помощи, водитель возвращается к месту происшествия для дальнейшего разбирательства.

Когда столкновение происходит в местах массового скопления людей и транспорта и один из владельцев столкнувшихся транспортных средств долго отсутствует, второй водитель может покинуть место аварии, оставив каким-либо способом (например, запиской) второму участнику свои контакты. Необходимо указать, что такое поведение может не избавить виновного от ответственности, однако точно послужит поводом для выбора более мягкой санкции и в меньшем объеме.

Важно!Если водитель покидает место ДТП по неоспоримо важным обстоятельствам (например, тяжелое состояние кого-то из родственников, находящихся в больнице, и пр.) он также обязан сообщить свои контакты и не уходить от наложения минимального штрафа в одну тысячу рублей.

Представленная категория правонарушения не претерпевала изменений регулирования со стороны законодателя на протяжении нескольких лет. На сегодняшний день законодателями рассматривается законопроект о внесении изменений в статью 12.27 КоАП и ужесточения мер пресечения для правонарушителей, особенно находившихся в состоянии алкогольного опьянения.

Оставление места аварии может носить губительный характер для граждан, пострадавших вследствие ДТП. Меры пресечения по представленной категории правонарушений могут быть достаточно серьезными, что подчеркивает важность соблюдения правомерной модели поведения при авариях. Во избежание составления протокола и привлечения к ответственности необходимо оставаться на месте ДТП до приезда инспекторов ГИБДД и оказывать доступную помощь пострадавшим.

До июля 2015 года ПДД закон не позволял участнику аварии обойтись без оформления документов о ДТП и покинуть место происшествия даже на законных основаниях. Это приводило к тому, что законопослушные водители даже при малейшей царапине без пострадавших создавали преграду, парализующую движение остального транспорта.

Чтобы изменить ситуацию, Правительство РФ приняло Постановление от 06.09.2014 № 907 “О внесении изменений в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090”, которым внесло поправки в ПДД, установив перечень исключительных случаев, когда стало возможно оставление места ДТП. Несмотря на это, скрытие с места ДТП является серьезным правонарушением, последствия которого могут повлечь крайне суровое наказание.

Действия водителя после совершения ДТП регламентированы пп. 2.5 и 2.6 Правил дорожного движения, а наказание за их нарушение прописано в КоАП и УК Российской Федерации. Применение санкций того или иного кодекса зависит от степени тяжести наступивших последствий.

Привлечь к ответственности можно и водителя, который спровоцировал ДТП маневром и уехал, невзирая на то что авария с участием других машин произошла по его вине.

При нанесении тяжкого вреда здоровью в соответствии с п. «б» ч. 2 максимальное основное наказание назначается в виде лишения свободы до 7 лет, дополнительно подсудимого могут лишить права на получение некоторых должностей и занятие определенной деятельностью, как правило, суд лишает возможности работать водителем.

За смерть одного человека и оставление места аварии предусмотрено наказание по п. «б» ч. 4 с основным наказанием до 12 лет лишения свободы и специальным наказанием до 3 лет.За смерть нескольких людей водитель, покинувший место ДТП, наказывается на основании п. «б» ч. 6, где максимальный срок — 15 лет лишения свободы и до трех лет запрет на занятие определенной судом деятельностью.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?

Что значит уезд с места ДТП? Для начала приведем понятие дорожно-транспортного происшествия, указанное в Федеральном законе от 10.12.1995 №196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”, — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

В случае аварии пункт 2.5 ПДД обязывает немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Следовательно, скрытие с места ДТП означает совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.27 КоАП РФ.

Важно! Если Вы умышленно или неумышленно приняли решение покинуть место ДТП — это не означает фактическое признание Вами вины в происшествии. Такие вопросы могут устанавливаться только при расследовании инцидента.

Ответственность Наказание

Административная
ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ

  1. Лишение права управления транспортными средствами
    на срок от одного года до полутора лет;
  2. Административный арест на срок до пятнадцати суток.

Уголовная
ст. 265 УК РФ (утратила силу)

Кодекс с 2003 года не содержит ответственности
за оставление места ДТП

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении.

Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль.

И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения, согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

В каких случаях водители могут не прибегать к участию в установлении справедливости после ДТП сотрудников ГИБДД?

Закон позволяет не привлекать к разбирательству инспекторов — правоохранителей в случае, если:

  • Ущерб нанесен только транспортным средствам;
  • Водители не имеют друг к другу претензий или решили проблему полюбовно;
  • Оба автомобиля имеют страховой полис «ОСАГО».
Оставление места ДТП: какое наказание предусмотрено в 2020 году

Если владельцы транспортных средств не имеют претензий друг к другу, они могут ограничиться расписками об отсутствии таковых

Важно! Если не хватает, хотя бы одного из приведенных пунктов, водители обоих транспортных средств могут быть привлечены к ответственности за оставление места ДТП. При этом лицо виновное в самом происшествии понесет равную с пострадавшим ответственность.

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Оставление места ДТП. Какое за это  наказание в 2017-2018 году

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ, и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента.

Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Оставление места ДТП: какое наказание предусмотрено в 2020 году

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ.

Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Подробно об обстоятельствах дела

Оставление места ДТП: какое наказание предусмотрено в 2020 году

И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Каждый гражданин вправе защищать свои интересы законными методами. Оспорить факт правонарушения, если он доказан показаниями очевидцев и рапортами сотрудников полиции, сложно, но всегда остается вероятность технических ошибок при заполнении значимых для дела документов. Участие защитника повышает шанс минимизации наказания.

До 2003 года, когда действовала ст. 265 УК РФ, за покидание места ДТП, водителю грозила уголовная ответственность. С момента отмены этой нормы, но до июля 2015 года, в любом случае наступало наказание за оставление места ДТП, за исключением двух ситуаций:

  • водитель оставил место ДТП, чтобы спасти пострадавшего (требовалось предварительно оставить личные данные сотрудникам ГИБДД);
  • участник ДТП покинул место аварии после оформления европротокола.

Наказание за уезд с места ДТП в 2017 году также наступает, за исключением следующих ситуаций:

  • Участник аварии принял решение доставить пострадавшего человека в больницу, так как последнему требовалась помощь, не терпящая отлагательств.

Важно! Даже при такой ситуации участник обязан незамедлительно вернуться на место ДТП после оказания помощи пострадавшему!

  • Если расположение машин на дороге затрудняет движение других транспортных средств.
  • Если в результате ДТП отсутствуют пострадавшие, а водители сами урегулировали спор путем оформления европротокола.

Данные исключения по оставлению места ДТП начали действовать с 01.07.2015 года.

Важно! Основное правило осталось неизменным – водитель обязан зафиксировать все данные ДТП до того, как покинет место происшествия даже в указанных случаях. В иной ситуации оставление места ДТП непременно повлечет наказание.

Какое наказание является самым распространенным за покидание места ДТП? Безусловно, это лишение прав. Чтобы защитить свои интересы и не лишиться прав, рекомендуем воспользоваться следующими советами опытных юристов:

  • Незамедлительно после ДТП позвонить в ГИБДД и сообщить о случившемся.

Важно! Если характер повреждений несущественный, стороны могут обойтись без вызова ГИБДД и оформить европротокол.

  • До принятия решения о покидании места ДТП максимально подробно зафиксировать место происшествия на схему, фото- или видео аппаратуру; записать данные об участниках аварии и свидетелях.

Штраф за оставление места ДТП в 2017 году

По состоянию на 2017 год наказание за скрытие с места ДТП будет устанавливаться с учетом следующих обстоятельств:

  • действующая редакция КоАП РФ не предусматривает штраф за оставление места ДТП в 2017 году;
  • КоАП РФ предусматривает лишение прав или административный арест за оставление места ДТП.

Наказание за оставление места ДТП в 2020 году будут смягчать

Таким образом штраф за оставление места ДТП в 2017 году не применяется. Санкции в виде ареста или лишения прав могут применяться только по результатам судебной процедуры.

Какое наказание предусмотрено на данный момент

  • лишение водительских прав на период от 1 до 1,5 лет;
  • административное наказание в виде ареста на 15 суток.
Наказание за оставление места ДТП в 2020 году будут смягчать
Сейчас водителей поголовно лишают прав

В записке, которая идет к законопроекту, указано, что административное наказание не может быть применимо к ряду категорий граждан. Вследствие этого часто суды ограничены в выборе наказания для водителей, покинувших место ДТП.

Наказание за оставление места ДТП в 2020 году будут смягчать
Сумма штрафа составит 5 тысяч рублей. Кто будет возмещать ущерб пострадавшей стороне, пока не говорится

Отсутствие альтернативы приводит к тому, что водителям выписывают срок лишения прав за оставление места ДТП. При этом он составляет весьма значительный период времени — от 1 года до полутора лет.

Постановление об аресте может вынести только суд, сотрудники ГИБДД не обладают такими полномочиями. Присутствие нарушителя в суде является обязательным, если грозит ответственность за оставление места ДТП в виде ареста.

Участника ДТП могут арестовать, если протокол был направлен на рассмотрение в суд по месту совершения нарушения. На практике, данная санкция применяется только в тех случаях, когда ДТП повлекло серьезные последствия в виде погибших граждан и водителю грозит реальное лишение свободы.

Важно! Статья 12.27 КоАП РФ предусматривает альтернативное наказание за оставление места ДТП в 2017 году — арест или лишение прав. Одновременное применение указанных санкций не допускается.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина).

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины, из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Наказание за оставление места ДТП в 2020 году будут смягчать

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими.

Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования, чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Наказание за оставление места ДТП в 2020 году будут смягчать

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Можно ли лишиться прав за неумышленное оставление места ДТП? Такие ситуации нередко возникают, если водитель уехал с места ДТП и даже мог не знать, что произошло ДТП. Например, при проезде автомобиль поцарапал зеркалом заднего вида стоящую на обочине машину, а виновник не заметил этого.

В такой ситуации потерпевший видит, что произошло ДТП и выполнит требования закона о запрете на оставления места ДТП. Нарушитель, который мог не заметить данное происшествие, узнает о случившемся намного позже, фактически оставив место происшествия.

Основной задачей водителя, уехавшего с места аварии, будет являться доказывание отсутствие умысла на сокрытие правонарушения. Важную роль сыграют показания очевидцев, находившихся в момент происшествия в автомобиле, или результаты экспертиз.

Срок давности за побег с места аварии

Если водитель покинул место ДТП без законных оснований, ответственность в виде лишения прав будет наступать в следующих случаях:

  • водитель скрылся с места ДТП без уважительных причин, указанных в ПДД;
  • водитель транспортировал пострадавшего в медицинское учреждение, но не сообщил об аварии в ГИБДД, а также не зафиксировал первоначальное место нахождения машины при столкновении;
  • авария была незначительной, участники договорились на месте, но виновник не оформил надлежащим образом документы об отсутствии претензий (в этом случае потерпевший может через некоторое время вызвать сотрудников ГИБДД и потребовать наказание за скрытие с места ДТП);
  • водитель решил освободить проезжую часть, предварительно не зафиксировав первоначальное местоположение автомобиля при столкновении.

В данных случаях оставление места ДТП практически неминуемо влечет ответственность по КоАП РФ.

  • после звонка в ГИБДД прошло не менее 3 часов;
  • при повторном звонке в ГИБДД выяснилось, что инспектор приедет еще очень нескоро;
  • можно покинуть место ДТП в соответствии с законом.

В статье 27.5 КоАП РФ указано про ограничительную меру в виде административного задержания. Обязанность участника ДТП не покидать место происшествия – не что иное, как административное задержание, ограничивающее вашу свободу передвижения.

Срок такого задержания не может превышать трех часов. Следовательно, участник, зафиксировавший ДТП звонком в ГИБДД, заснявший на фото или видео место положения автомобилей, участвующих в аварии, а также повторно позвонивший в ГИБДД через 3 часа, может оставить место ДТП и поехать по своим делам. При этом, сотрудники ГИБДД позже могут вызвать водителя для составления протокола и получения справки о ДТП.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Получить бесплатную консультацию

Какие модели поведения водителя, оставившего место аварии, различают?

Для того, чтоб привлечь правонарушителя к ответственности за скрытие с места аварии, установлен срок в три месяца с момента совершения деяния, карающегося санкцией статьи 12.27 КоАП.

Наказание за оставление места ДТП в 2020 году будут смягчать

Такой срок применяется только в случаях нетяжелых последствий аварии (без пострадавших граждан или с легкими повреждениями, не нуждающимися в медицинском вмешательстве).

Если же в ходе аварии кто-то из участников получил серьезные травмы или погиб, к виновнику применяется уголовная ответственность и срок давности для привлечения в один год.

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд.

Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

На основании чего выносится постановление о покидании места ДТП

Привлечение к ответственности допускается только в судебном порядке. Сотрудники ГИБДД составляют необходимые процессуальные документы по факту ДТП и устанавливают личности участников данного происшествия. А также характеристики их транспортных средств. Для подтверждения правонарушения может проводиться процедура осмотра автомобиля при скрытии с места ДТП.

Если водитель скрылся с места аварии, наказание в 2017 году ему будет выносить мировой судья. Это происходит с обязательным уведомлением виновника правонарушения, который имеет право не только представлять доказательства своей невиновности, но и оспаривать судебный акт. В любом случае, штраф за оставление места ДТП применяться не может, водитель будет лишен прав или арестован.

Срок давности за оставление места ДТП составляет три месяца. Если прошло три месяца, а процессуальные документы о привлечении к ответственности не вынесены, никакая санкция за оставление места ДТП применяться не может.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств.

Наказание за оставление места ДТП в 2020 году будут смягчать

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Оставление места ДТП: какое наказание предусмотрено в 2020 году

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля.

Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

Оставление места аварии

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

Оставление места ДТП: какое наказание предусмотрено в 2020 году

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Что значит «оставил место ДТП»

судебная практика по оставлению места дтп всеми водителями

Для понимания термина нужно дать определение дорожно-транспортному происшествию. ДТП — это событие, произошедшее с участием одного или нескольких транспортных средств в момент их движения по дороге, обочине, тротуару и иным территориям, включая парковки, пешеходные и велосипедные дорожки. Неотъемлемым признаком ДТП является наличие:

  • пострадавших или погибших людей;
  • повреждения транспортных средств;
  • иного материального ущерба, причиненного сооружениям, грузам, дорожному полотну и т. д.

Если в событии присутствует один или несколько перечисленных признаков, человек, причастный к происшествию, обязан остаться на месте до прибытия инспектора ГИБДД. Не имеет значения, каким образом причастное лицо покинуло место аварии:

  • на своем автомобиле;
  • пешком;
  • на такси или попутном транспорте.

Его деяние считается оставлением места ДТП. Отсутствие участника ДТП документируется, после чего сотрудники ГИБДД принимают меры к установлению личности и местонахождения скрывшегося водителя. Сотрудники полиции вправе объявить план «Перехват», разыскивая скрывшийся автомобиль.

Основные причины, побуждающие человека скрыться с места аварии:

  1. Стресс, помешавший принять верное решение.
  2. Страх перед ответственностью.
  3. Состояние алкогольного или иного опьянения.

Находясь в стрессовой ситуации или будучи пьяным, водитель переоценивает степень своей виновности в дорожном происшествии, хотя причиной наездов на велосипедистов, роллеров и пешеходов может стать их собственная беспечность, что исключает вину водителя в ДТП.

судебная практика по оставлению места дтп всеми водителями - 2

Происшествия, которые подразумевают нарушение со стороны водителя:

  • столкновение на встречной полосе;
  • наезд на пешехода на тротуаре или остановке общественного транспорта;
  • столкновение со стоящим на обочине автомобилем.

Но и здесь степень его вины будет определена в ходе проверки. Если авария вызвана внезапным отказом какой-либо системы автомобиля, обвинения с водителя будут сняты, но если он скрылся с места ДТП, ему грозит административное или уголовное наказание.

Какие модели поведения водителя, оставившего место аварии, различают?

Отсутствие умысла при оставлении места дорожного происшествия исключает наказание, но доказать, что деяние было неумышленным, довольно сложно. Не заметить малозначительную аварию может водитель большегруза или автопоезда с ограниченным обзором из-за высоты или габаритов транспортного средства.

Водитель пострадавшей машины, записав номерной знак второго участника ДТП, сообщил в ГИБДД о случившемся. Инспектор примет меры для остановки грузовика, составит протокол осмотра ТС. При отсутствии значительных повреждений большегруза напрашивается вывод о том, что его водитель действительно не заметил ДТП, и если он уехал, не имея умысла на побег, то избежать административной ответственности вполне реально. Дальнейшим урегулированием дорожного конфликта займутся страховые компании.

Факт покинутого участником аварии места ее происшествия фиксируется инспектором ГИБДД путем составления протокола, которым на виновного возлагается обязательство по уплате штрафа или выполнения иного из возможных видов наказания.

Если водитель покинул место аварии временно, то протокол составляется после его возвращения. При этом описываются все объяснения правонарушителя относительно самого нарушения.

Если же виновник преследовал цель избежать ответственности за случившуюся по его вине аварию, его разыскивают доступными способами:

  • Устанавливают марку и модель автомобиля (опрос свидетелей, например);
  • Устанавливают номерные знаки транспортного средства (просмотр камер наблюдения, установленных на промежутках проезжей части для фиксации правонарушений);
  • При помощи полученных данных устанавливается личность виновного водителя и его возможное место проживания (пребывания).

Ход дела в суде

В ходе проверки факта оставления места ДТП дознаватель ГИБДД выявляет нарушителя путем использования технических средств фиксации (регистраторы, камеры) и опроса очевидцев. После установления личности нарушителя материал направляется в суд. По умолчанию дело о нарушении ст. 12.27 КоАП рассматривается мировым судьей той территории, где было совершено ДТП.

  • направить дело по подсудности;
  • вернуть в отдел ГИБДД для устранения недостатков;
  • прекратить производство;
  • назначить заседание.

судебная практика по оставлению места дтп всеми водителями - 3

Привлекаемый к ответственности извещается о месте, дате и времени заседания. Явка в суд осуществляется без опозданий. При себе нужно иметь удостоверение личности. Суд состоится и без участия привлекаемого, если он был должным образом извещен. Заседание является открытым, разрешается присутствие всех желающих. Привлекаемый вправе воспользоваться услугами защитника в любой момент после возбуждения дела об административном нарушении.

Судья рассматривает дело единолично, предварительно разъяснив участникам их права. До начала слушания участники вправе подать письменное ходатайство. Присутствие сотрудников ГИБДД необязательно, но по ходатайству привлекаемого либо его защитника судья может обязать инспектора явиться в суд.

В ходе слушания судья:

  • оглашает протокол о правонарушении;
  • заслушивает показания водителя, привлекаемого к ответственности;
  • выслушивает показания очевидцев;
  • знакомится с иными материалами проверки.

Удалившись в совещательную комнату, судья готовит определение, оглашает и вручает его заинтересованному лицу. Варианты выносимых решений таковы:

  • назначение наказания;
  • прекращение административного дела;
  • направление материалов по подсудности.

Гражданин имеет десятидневный срок, чтобы обжаловать судебное решение. Постановление второй судебной инстанции окончательно, ее вердикт вступает в силу незамедлительно и подлежит обжалованию исключительно в порядке надзора.

Обстоятельства доказывания вины

Лишить прав за побег с места аварии можно лишь тогда, когда установлены все обстоятельства административного дела и есть достоверные доказательства участия в ДТП именно этого транспортного средства под управлением конкретного водителя.

Доказательством участия скрывшегося автомобиля в столкновении станут следующие обстоятельства:

  • показания очевидцев, записавших марку и номер авто;
  • записи регистратора или уличных камер;
  • наличие и соизмеримость механических повреждений на машинах;
  • следы лакокрасочного покрытия в месте контакта;
  • соответствие ЛКП на автомобиле, подозреваемом в столкновении.

В спорных случаях дознаватель вправе назначить трасологическое или химическое исследование, по результатам которого будет дан однозначный ответ, имел ли место контакт этих ТС.

При обнаружении брошенной машины с признаками участия в ДТП органы дознания ГИБДД проверяют ее на причастность к аварии и определяют лицо, управлявшее автомобилем. Первые подозрения падают на собственника авто и лиц, вписанных в ОСАГО. Определить, кто конкретно управлял машиной и скрылся с места происшествия, поможет биллинг телефонного номера, записи наружных камер и показания очевидцев.

Если владелец машины заявляет об угоне ТС, с участием которого совершено ДТП с тяжкими последствиями, на место обнаружения машины выезжает криминалист для снятия отпечатков пальцев и потожировых выделений. Отсутствие признаков угона ТС и чужих отпечатков на элементах управления машиной позволяет сделать вывод о намерении водителя уйти от ответственности.

Одним из признаков ДТП является наличие финансового ущерба. Для определения его размера проводится оценка повреждений силами страховой компании либо независимым учреждением, имеющим на это право. Отсутствие ущерба либо его незначительность исключают состав правонарушения.

Вывод о неумышленности оставления места ДТП делает дознаватель на основании материалов проверки. Доказанные обстоятельства, которые исключают умышленное правонарушение, квалифицирующееся по ст. 12.27 Административного кодекса:

  • законность оставления места происшествия;
  • неочевидность ДТП для водителя;
  • оформление европротокола.

Вопросы читателей

Ответ: Формально в ваших действиях присутствуют признаки правонарушения, предусмотренного п. 2.6 ПДД РФ. Вы должны были вызвать сотрудников ГИБДД либо оформить Европротокол. Не выполнив обязанности водителя при ДТП, вы подпадаете под санкции ст. 12.27 КоАП, где предусмотрено лишение прав на управление транспортными средствами.

Ответ: Не перемещая автомобиля, обратитесь в ГИБДД с сообщением о произошедшем. Инспектор осмотрит автомобиль, составит схему происшествия и протокол осмотра места ДТП, запросит запись видеокамеры. В том случае, если на записи будут различимы марка и госномер автомобиля, который повредил ваш автомобиль и оставил место ДТП, его объявят в розыск. Водитель будет привлечен к ответственности, а его страховая компания возместит вам ущерб.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock detector