Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (495) 980-97-90 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 449-45-96 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 700-99-56 (бесплатно)

Что делать при ДТП с пешеходом? Отвественность в 2020 году

ДТП

Причины незаконного бегства

По вине пешехода:

  • переход проезжей части на красный свет светофора;
  • переход дороги вне пешеходного перехода.

Нарушения правил происходят из-за: спешки, незнания ПДД, алкогольного опьянения, неумышленное нарушение (ребенок выбежал на дорогу, играя) и т.д.

По вине водителя:

  • наезд на нерегулируемом пешеходном переходе;
  • при повороте у перекрестка или на съезде с дороги;
  • ДТП на регулируемом пешеходном переходе;
  • наезд вне пешеходного перехода.

Причин много: превышение скорости, невнимательность, алкоголь, плохое техническое состояние автомобиля и т.д.

Случаи, когда водителю приходит идея просто уехать с места происшествия, случались ранее и будут, к сожалению, случаться и в 2020 году. Сразу нужно отметить, что это худшая идея, которая может прийти в голову. Чаще всего такое случается по следующим причинам:

  • незнание закона. Достаточно часто водители уезжают с места ДТП только потому, что не знают, что этого делать нельзя. И это несмотря на то, что информацию о действиях в таких ситуациях можно найти в ПДД;
  • страх ответственности. Это также частая причина, по которой водитель может уехать с места ДТП. Чаще всего это случается, если причинен небольшой ущерб, особенно если автомобиль был припаркован, а его владельца не было поблизости;
  • наезд на пешехода. В такой ситуации оставление места аварии часто является следствием сильного шока.

Важно помнить, что какой бы ни была причина, за оставление места наказание последует. Такой поступок — это правонарушение, причем достаточно серьезное.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

Что делать при ДТП с пешеходом? Отвественность в 2020 году

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Вид ответственности за наезд на пешехода

В 2020 году на Сосновой аллее в Зеленограде пьяный мужчина выбежал на проезжую часть в неположенном месте, перебрался через дорожный отбойник и при попытке перебежать дорогу, подскользнувшись, попал под колеса рейсового автобуса. Водитель автобуса не успел его остановить, протащив пешехода несколько метров. Мужчина с черепно-мозговой травмой в последующем скончался в местной больнице.

В ходе медицинской экспертизы медики нашли в крови пешехода 1,06 г/л этилового спирта. По результатам проверки ГИБДД Зеленоградского округа города Москвы водителя не признали виновным в ДТП, поскольку он не нарушил ни одного пункта ПДД. В итоге в возбуждении уголовного дела в отношении водителя автобуса было отказано.

Сбивший пешехода, в обязательном порядке должен сделать следующее:

  • остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию, оградить пострадавшего от движущегося транспорта;
  • вызвать «скорую» и ГИБДД, в особо тяжелом случае, доставить потерпевшего в больницу и вернуться назад;
  • если созданы неодолимые помехи для движения транспорта, необходимо наиболее полно зафиксировать ДТП с помощью фото- и видеозаписи и освободить проезд;
  • записать личные данные свидетелей происшествия. Сообщить в страховавшую вас компанию о происшедшем;
  • дождаться прибытия сотрудника ГИБДД, и принять участие в оформлении первичных документов.

Если пешеход не является виновным в ДТП, он может требовать компенсации затрат на лечение и реабилитацию. Кроме того потерпевший может подать иск о возмещении морального ущерба. В случае виновности пешехода в ДТП, эти права у него отсутствуют.

Когда пешеход не сильно пострадал в дорожном происшествии и имеет возможность, ему следует зафиксировать данные очевидцев и заснять место ДТП.

ВАЖНО: обязательно дождаться прибытия сотрудников автоинспекции и проследить за составлением документов о дорожном происшествии. Пешеход не имеет права на получение копий документов, однако можно попросить сделать их фото на свой мобильный.

Что делать при ДТП с пешеходом? Отвественность в 2020 году

Если сбитый пешеход не получил серьезных повреждений и пребывает в сознании, ему нужно постараться запомнить приметы автомобиля (марка, цвет, номер и т.д.) Взять контактные данные свидетелей, если таковые имеются.

Сообщить о случившемся в ГИБДД. Дождаться приезда полиции и написать заявление о полученных повреждениях.

Часто, сбитый пешеход, покидает место аварии. Автовладельцу следует сообщить о происшествии в ГИБДД, дождаться их приезда, передать сотрудникам запись с видеорегистратора, если таковая имеется.

Если нет видеозаписи и свидетелей наезда, не уезжайте, полагаясь на удачу, ущерб, причиненный сбежавшему пешеходу часто бывает незначительным и ответственности вы не понесете.

ВНИМАНИЕ: водителю уезжать вслед за ним не стоит. Впоследствии потерпевший может написать заявление в полицию, и водителя посчитают скрывшимся с места аварии.

Вовсе нет! Скрытие с места ДТП – это серьёзное нарушение ПДД. Но это ещё не значит, что такой участник автоматически становится виновником аварии.

Дело в том, что нарушение, которое привело к ДТП, и оставление места происшествия – разные нарушения ПДД, за них в 2020 году грозят разные наказания, но именно виновность в нарушении Правил, которое привело к ДТП, является поводом для страхового возмещения по ОСАГО. А за скрытие с места ДТП человек понесёт отдельное наказание.

Административная ответственность предусмотрена за:

  • причинение легкого вреда здоровью пешехода, т.е. лечение займет не больше 21 дня. Штраф 2500-5000 руб. или лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет (ч.1 ст.12.24 КоАП РФ);
  • причинение средней тяжести вреда здоровью, т.е. утрата трудоспособности на срок более 3 недель. Штраф 10000-25000 руб. или лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет (ч.2 ст.12.24 КоАП РФ).

Уголовная ответственность наступает за:

  • причинение тяжкого вреда здоровью, т. е. опасного для жизни человека. До 2 лет лишения свободы (ч.1 ст. 264 УК РФ);
  • причинение смерти потерпевшему – до 5 лет лишения свободы (ч.3 ст. 264 УК РФ);
  • Причинение смерти 2 и более лицам – до 7 лет лишения свободы (ч.5 ст. 264 УК РФ).

Дополнительно водитель лишается прав на срок до 3 лет.

Отягчающими вину обстоятельствами считаются: езда без прав, алкогольное опьянение, бегство с места ДТП.

К сожалению, 100% защиты от пешеходов, нарушающих ПДД, конечно же, нет. Дорога – это источник повышенной опасности, где в любую секунду может произойти все, что угодно. Поэтому все водители должны быть предельно внимательны, сконцентрированы и строго соблюдать ПДД. Обратите внимание на скорость автомобиля.

Например, если, согласно ПДД, на участке дороги, где был сбит пешеход, действует ограничение скорости в 60 км/час, а вы ехали 65 км/час, вас признают виновным в аварии. Даже несмотря на то, что в случае фотовидеофиксации незначительного превышения скорости владелец транспортного средства не привлекается к административной ответственности.

Также незаменим на дороге видеорегистратор, который в случае ДТП сможет доказать вашу невиновность, и неадекватные действия пешехода.

Тут, конечно, можно долго философствовать по этому поводу, защищая права как пешеходов, так и водителей, но так ни к чему и не прийти. Да, если водитель не виновен в ДТП, то возмещение морального и материального вреда пешеходу как-то выглядит несправедливым. Но есть одно «но». Представьте, если бы в Гражданском кодексе отсутствовало такое право (статья 1079 ГК РФ)? Вы представляете, какое право давалось бы водителям? Это же лицензия на убийство, в случае если не будет установлена виновность водителя.

Что делать при ДТП с пешеходом? Отвественность в 2020 году

С учетом, что водители управляют транспортными средствами, которые являются источниками повышенной опасности, пешеходы на дороге находятся в более опасном положении. Именно поэтому законодатель и предусмотрел статью 1079 ГК, которая дает возможность потерпевшим даже при своей виновности требовать компенсацию морального и материального вреда.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении.

Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль.

И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения, согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

По закону водитель может остаться без прав и без денег, даже если виновником ДТП стал пешеход

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Еще по теме  Профессиональный Стандарт Бухгалтера В 2020 Году

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ, и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента.

Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ.

Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Подробно об обстоятельствах дела

И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Поведение при ДТП после приезда ГАИ

  • В то время, когда будет составляться протокол, необходимо находиться рядом со следователем, для того чтобы наблюдать за цифрами, которые указываются в протоколе при замерах рулеткой. Схема и протокол подписываются водителем. Поэтому необходимо детально все изучить. Также водитель имеет право вносить коррективы в протокол и схему, если имеются неточности или указана неверная информация и детали происшествия. Приветствуется присутствие адвоката на месте происшествия.
  • Сотрудникам ГАИ не нужно грубить и пререкаться, рекомендуется вести себя адекватно и сдержанно. Если вы не согласны с протоколом, позже можете обжаловать штраф ГИБДД, а для начала необходимо требовать внесения уточняющих пояснений в протокол или составленную типовую схему дорожной аварии.

Сотрудники ГАИ составляют протокол после опроса участника, потерпевшего и, если есть возможность, свидетелей.

Очень важно, чтобы в протоколе фиксировалось положение автомобиля и потерпевшего после аварии, а также: положение свидетелей при ДТП и место, где лежат вещи пострадавшего.

  • Необходима фиксация тех условий и препятствий на дорожном полотне, которые могли бы стать предпосылкой к аварии. Максимум детализации – это очень хороший способ доказать свою невиновность при ее состоятельности, так как нередки случаи умышленного создания аварийной ситуации со стороны пешехода, ложных свидетельств со стороны очевидцев и пр.
  • Необходимо предоставить имеющиеся данные с видеорегистраторов или веб-камер внешнего наблюдения (устанавливаются на улицах) и пр. Это поможет в восстановлении полной картины происшествия.

В настоящее время существует распространенная ситуация, когда водителя обвиняют В ДТП, которое он не совершал. Именно поэтому, очень важно знать порядок тех действий, которые могут помочь доказать невиновность в ДТП и помогут установить вину пешехода, если она присутствует.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина).

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины, из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими.

Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования, чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.
Еще по теме  Инвентаризация 2019 - 2020

Наказание за оставление места ДТП в 2020 году будут смягчать

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Компенсация понесенного ущерба

Для возмещения ущерба за лечение и реабилитацию потерпевшему необходимо иметь:

  • документ, который подтверждает факт аварии;
  • заявление с требованием о выплате ущерба;
  • выписку из истории болезни о назначенных лекарствах, чеки и счета из медучреждений и санаториев, где проходил лечение и реабилитацию, потерпевший;
  • чеки на одежду, поврежденную при ДТП.

Эти документы передаются в страховую компанию виновника аварии. Через 20 дней, страховщик производит выплату денег пострадавшему, либо дает обоснованный отказ.

Гражданка Б. перебегала проезжую часть на красный сигнал светофора, в результате чего была сбита автомашиной под управлением водителя К. На момент происшествия гражданка Б. была беременна, в итоге плод погиб. Суд установил полную невиновность водителя автомобиля, т. к. потерпевшая грубо нарушила правила дорожного движения и тем самым подвергла себя опасности.

Срок давности за оставление места ДТП

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд.

Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля.

Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

Еще по теме  Доля (квота) иностранных работников на 2020 год

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Компенсация понесенного ущерба

Да. Но только в 3 случаях:

  1. у собственника уехавшей машины есть действующий полис ОСАГО,
  2. идентифицирован автомобиль скрывшегося с места ДТП по госномерам, и он указан в определении или постановлении, копии которых вам должны выдать на руки для получения возмещения по страховке ОСАГО,
  3. если на возмещение претендует пострадавший по здоровью либо родственники погибшего.

В первом случае вам достаточно лишь того, чтобы машина скрывшегося виновника ДТП была идентифицирована, так как страхование ОСАГО – это автогражданская ответственность владельца авто.

А вот во втором случае возмещение вы получите от Российского союза автостраховщиков в качестве компенсационной выплаты. Но право на компенсационную выплату имеет только человек, получивший в ДТП вред здоровью. Например, сбитый пешеход. Если вы водитель, то можете рассчитывать на возмещение только вреда вашему здоровью, но не ущерба автомобилю.

Вас также заинтересует:

  • ДТП с пешеходом по вине водителя и пешехода: ответственность и страховка
  • Можно ли получить рассрочку на оплату штрафа и как платить?
  • Почему штраф за телефон за рулём неправомерен?

Обязанности участников ДТП

Случился день икс — дорожно-транспортное происшествие, авария. Теперь главное спокойно разобраться в ситуации и выполнить некоторые действия, которые облегчат и ускорят весь процесс.

Что делать в случае ДТП:

  • Выполнить обязанности, описанные в правилах дорожного движения: включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
  • Вызвать сотрудников полиции.
  • Если есть пострадавшие – вызвать в скорую помощь.
  • Если авария привела к серьезным травмам или летальному исходу одного из участников – звоните адвокату или человеку, который найдет его вам.
  • Внимательно осмотреть место аварии, сделать фото или видео места происшествия.
  • Взять у свидетелей контактную информацию или попросить остаться до приезда полиции, чтобы они могли дать показания.
  • Когда приехали сотрудники полиции, нужно составить протокол. В него должны быть занесены все данные аварии и ее участников. ФИО, номера телефонов, адрес места происшествия, марки и номера автомобилей, названия страховых компаний.
  • Если видите, что патрульные делают что-то не так – не вступайте с ними в конфликт, лучше фиксируйте происходящее на видео.
  • Пройти тест на содержание алкоголя в крови. Попросите копию справки с результатами, также требуйте тест для второго водителя. Категорически запрещено принимать любые медицинские препараты или употреблять алкоголь после аварии.
  • Сообщить Страховой компании о ДТП, для регистрации страхового случая и получения консультации специалиста. Звоните даже тогда, когда вы убеждены, что вы невиновны в данном ДТП.
  • Если авария не несет тяжелых последствий и обе стороны согласны обойтись без вмешательства со стороны полиции – оформляется европротокол. Это возможно если: в ДТП участвует только 2 автомобиля, оба имеют страховку по ОСАГО, нет пострадавших и размер ущерба не превышает суммы в 50 тысяч рублей.

Внимательно читайте все документы и проверяйте их достоверность. Подписывайте только то, с чем согласны и максимально подробно предоставляйте информацию о произошедшем.

Ответственность за совершённое ДТП делится на три вида: гражданско-правовая, административная и криминальная. Наказание водителей определяется согласно статьям гражданского, административного или уголовного кодексов Украины в зависимости от тяжести нанесенного ущерба и вреда здоровью.

Оспаривание ДТП с участием пешехода

Виновные, не оспорившие нарушение в ГИБДД, могут исправить положение. Для этого надо обратиться в суд с иском о проведении независимой экспертизы. Более того возможно оспорить уже вступившее в силу решение об административном правонарушении.

ВАЖНО: для оспаривания ДТП нужны серьезные доказательства (фотоснимки, показания очевидцев и т.д.)

Из судебной практики видно, что сразу такие дела редко завершаются победой. Чаще вопрос успешно решается в судах второй (а то и третьей) инстанции. Однако оспаривать ДТП, в котором вы не виноваты, безусловно, стоит.

Как избежать лишения прав?

На самом деле, это сделать, к сожалению или к счастью, несложно. И есть 2 лазейки в законодательстве 2020 года для этого:

  • срок поисков скрывшегося с ДТП составляет чаще всего 2 месяца,
  • Конституция РФ разрешает гражданину не свидетельствовать против себя и близких.

Первая лазейка подразумевает, что вам нужно просто не выезжать на автомобиле. Сколько скрываться от ГИБДД, также предельно ясно – 2 месяца. Но в ряде случаев виновника ищут до 3 месяцев. Кроме того, ответственность по статье 12.27 КоАП длится 3 месяца – срок давности привлечения по этой норме.

Второй способ действенен только тогда, когда у полиции есть госномера вашей машины, на которой вы слиняли с места происшествия, но нет доказательств, что за рулём были именно вы. В этом случае вас вызывут в отделение ГАИ для дачи показаний. И вам остаётся дело за малым – заявить об отказе свидетельствовать против себя либо заявить, что за рулём во время скрытия с места аварии находились не вы, а родственник, а против своих близких родственников свидетельствовать вы отказываетесь на основании статьи 51 Конституции.

В этом случае, как мы указали в таблице наказаний выше, есть возможность избежать ответственности в виде лишения прав.

Всё дело в том, что одна из составных частей правонарушения, за которое можно привлечь к ответственности – это его субъективная сторона – наличие осознания вины водителя в содеянном. А если вы не заметили удара, то и умысла скрываться у вас не было.

На основании этого дело подлежит переквалификации в часть 1 статьи 12.27 КоАП со штрафом 1 тысяча рублей. Об этом свидетельствует судебная практика, и вот один из примеров. Но есть и решения судов, когда скрывшихся участников ввиду отсутствия умысла лишали прав.

Нужно. Но можно ли будет избежать ответственности при этом, будет зависеть от того, когда именно вы вернётесь. Если до вызова потерпевшим сотрудников ГИБДД и сообщения им же о том, что вы уехали, то избежать будет сложно, но можно, так как опять же доказательства будут вести в сторону фактически отсутствия умысла.

Если же вы просто придёте с повинной через несколько дней, то шансы уйти от ответственности будут ничтожно малы.

Вообще, есть 2 варианта ответственности за бросание места аварии:

  • административная в виде лишения прав, штрафа и вплоть до уголовной ответственности,
  • кармический – заключается в приметах и может быть не принят многими автолюбителями.

Если же вам небезразлично избежать административного наказания по 12.27 или Уголовному кодексу, но вы хотите избежать «порчи кармы», то лучшим способом будет добровольно предложить возместить ущерб потерпевшему в аварии, либо сделать это посредством ОСАГО. Конечно, это актуально только в том случае, если вы виновник ДТП и скрылись с места.

В этом случае для ГИБДД также всё ещё не вы будете за рулём автомобиля, и привлечь вас в теории не смогут. Если у вас страховки нет, то остаётся только добровольное возмещение ущерба.

Этот способ и есть гражданская ответственность, реализованная в полном объёме.

Оцените статью
Юридическая помощь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock detector